<<
>>

Товар и два его фактора: по­требительная стоимость и сто­имость

Метод исследования и метод изложения материала не иден­тичны. Надо сначала исследовать материал, изучить его, выра­зить его в виде понятий, в виде экономических категорий, а за­тем изложить их в строго логической последовательности.

Пер­вый путь — переход от конкретного к абстрактному; второй — восхождение от абстрактного к конкретному. Первое конкретное «представляет собой действительный исходный пункт и, вслед­ствие этого, также исходный пункт созерцания н представле­ния».[13] Второе конкретное есть сиптез многих определений, оно есть познанное конкретное. Поэтому нельзя ни отождествлять, нп разрывать эти два вида «конкретного». Для материализма, в про­тивоположность идеализму, первое конкретное есть действитель­ный, объективно существующий материальный мир. И только он является действительным исходным пунктом в человеческом познании. Восхождение же от абстрактного к конкретному «есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе

конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное. Однако ото пн в коем случае не есть процесс возникновения самого кон­кретного».[14]

Широко распространено мнение, что Маркс в «Капитале» пользуется только методом восхождения от абстрактного к кон­кретному. Это, конечно, ошибочное представление. В действи­тельности Маркс во всех случаях, при постановке и решении любой проблемы следует не двухчленной («абстрактное — конк­ретное»), а трехчленной модели («конкретное — абстрактное — конкретное») и соответственно излагает материал. Да по-друго­му и нельзя поступать, оставаясь материалистом. Надо твердо запомнить, что в «Капитале» Маркса дан не только метод изло­жения, но прежде всего метод исследования. К тому же Маркс никогда резко не противопоставлял эти два метода.

Отвечая А. Вагнеру, по вопросу об исходном пункте в пер­вом томе «Капитала», Маркс отмечал, что он исходит не из «по­нятий».

«Я,— пишет Маркс,— исхожу из простейшей обществен­ной формы, в которой продукт труда представляется в современ­ном обществе, это —«товар». Я анализирую последний, и при­том сначала в той форме, в которой он проявляется. Здесь я на­хожу, что, с одной стороны, товар в своей натуральной форме есть предмет потребления, или потребительная стоимость, а с дру­гой стороны, носитель меновой стоимости, и с этой точки зрения оп сам — „меновая стоимость”».[15]

Избрание товара в качестве исходной экономической формы анализа капиталистического способа производства методологи­чески оправдано.

Во-первых, богатство капиталистического общества представ­ляет большое скопление товаров.

Во-вторых, товарная форма выражает простейшие экономи­ческие связи буржуазного общества, его «экономическую кле­точку». А начинать изучение любого объекта следует с его про­стейших форм проявления.

В-третьих, исходная экономическая форма при всей ее про­стоте должна быть массовидной, миллионы и миллиарды раз по­вторяющимся экономическим явлепием.

В-четвертых, логически исходная форма должна отражать исторически исходную форму общественного бытия. Материаль­ный мир, в какой бы форме он пи выступал, является историче­ски развивающимся процессом. То же самое следует сказать и об экономических отношениях. Логическая последовательность ка­тегорий должна отражать исторический процесс возникновения и развития тех отношений, мыслительным выражением которых являются эти категории. Поэтому соотношение логического и исторического в процессе познания является одним из важ-

пейших методологических принципов. Товар исторически пред­шествует деньгам, а деньги — капиталу. Такова логика бытия. Она соответственно отражена в логике изложения. Сначала ис­следуется товар, затем деньги, а потом капитал — основпая ка­тегория политической экономии капитализма.

При анализе товара необходимо исходить не из абстрактных предпосылок, а из конкретного как непосредственно данного, из чувственных восприятий.

Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, материаль­ный объект, продукт человеческого труда, удовлетворяющий ка­кие-либо человеческие потребности. Каждый такой предмет есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезен раз­личными своими сторонами. Полезность вещи делает ее потре­бительной стоимостью.

Потребительная стоимость. Полезность вещи не висит в воз­духе. «Обусловленная свойствами товарного тела, она не суще­ствует вне этого последнего. Поэтому товарное тело, как, на­пример, железо, пшеница, алмаз и т. п., само есть потребитель­ная стоимость, или благо».[16]

Если остановиться на этих первых определениях потреби­тельной стоимости, то следует ее исключить из круга экономи­ческих исследований. Этот вывод и делает Маркс: «Потреби­тельные стоимости товаров составляют предмет особой дисципли­ны— товароведения».[17] Это обстоятельство, по-видимому, и по­служило поводом современнику Маркса немецкому буржуазно­му экономисту Адольфу Вагнеру в своей книге «Учебник поли­тической экономии» утверждать, что Маркс исключает потреби­тельную стоимость из предмета исследования политической эко­номии. В своих замечаниях на эту книгу Вагнера Маркс назы­вает этот вывод Вагнера сущим «вздором».[18] В этих «Замеча­ниях» Маркса дается обстоятельный анализ товара, его потреби­тельной стоимости и стоимости, стоимости и меновой стоимости, представляющий дальнейшее развитие основных положений, из­ложенных в первой главе первого тома «Капитала». Поэтому рекомендуется при подготовке к лекции по данной теме самым обстоятельным образом проштудировать эти «Замечания» Марк­са. В них с достаточной полнотой и в весьма лаконичной форме освещается вопрос о включении потребительной стоимости в предмет экономических исследований.

Отмечая, что товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость Маркс пи­шет: «Благодаря этому потребительная стоимость — как потреби­тельная стоимость „товара”— сама обладает специфически ис­торическим характером».[19] И в этом смысле она является кате-

горней не товароведения, а категорией политической экономии.

Специфически исторический характер потребительной стои­мости проявляется не только в том, что она является материаль­ным носителем стоимости, но и в том, что ее многообразие сви­детельствует о многообразии и расчлененности общественного разделения труда, его исторической зрелости.

Даже тогда, когда исчезнет стоимость с ее формами и потребительная стоимость перестанет быть материальным носителем стоимости, ее специ­фически исторический характер в качестве показателя зрелости общественного разделения труда сохранит свою силу.

Специфически исторический характер потребительной стои­мости раскрывается при анализе стоимостной формы товара, осо­бенно ее денежной формы, где стоимость одного товара пред­ставляется в потребительной стоимости другого, т. с. в натураль­ной форме другого товара.

Яркий пример того, что потребительная стоимость сама по себе непосредственно включается в предмет экономических ис­следований, представляет потребительная стоимость рабочей си­лы как товара. Тайна происхождения прибавочной стоимости выводится из потребительной стоимости этого специфического товара.

Забегая вперед, следует заметить, что анализ процесса вос­производства общественного капитала был бы немыслим без де­ления общественного продукта по натуральной форме па сред­ства производства и предметы потребления, исходя опять-таки из потребительной стоимости.

Все это давало основание Марксу сказать, «что, стало быть, у меня потребительная стоимость играет важную роль совершен­но по-иному, чем в прежней политической экономии, но — и это надо заметить — она принимается во внимание всегда лишь там, где такое исследование вытекает из анализа данных экономиче­ских образований, а не из умствований по поводу понятий или слов „потребительная стоимость” и „стоимость”».[20]

Стоимость. Выяснение природы второго фактора товара — стоимости представляет наибольшие трудности. Стоимость, в от­личие от потребительной стоимости, не дана на поверхности яв­лений. Она скрыта от непосредственного взора. По образному выражению Маркса, стоимость товаров тем отличается от вдо­вицы Куикли, что не знаешь как за нее взяться. «В прямую противоположность чувственно грубой предметности товарных тел, в стоимость (Wertgegenstandlichkeit) не входит ни од­ного атома вещества природы.

Вы можете ощупывать и разгля­дывать каждый отдельный товар, делать с ним что вам угодно, он как стоимость (Wertding) остается неуловимым».[21] Так, «ле­гальный марксист» Петр Струве называл стоимость фантомом,

Т. е. призраком, простым приведением, лишенным реального со­держания. По-другому оценивал эту важную категорию В. И. Ленин. «Стоимость есть категория, которая entbehrt des Stoffes der Sinnlichkeit, но она истиннее, чем закон спроса и предложения».[22] Учитывая значение теории трудовой стоимо­сти, ей необходимо уделить особое внимание. Все последующее из ложение политической экономии капитализма строится на этом прочном фундаменте марксистской экономической теории.

При решении столь сложной проблемы следует руководство­ваться тем же методологическим принципом, о котором шла речь выше. Надо начинать с конкретного как непосредственно дан­ного. «Мышление,— пишет В. И. Ленин,— восходя от конкрет­ного к абстрактному, не отходит... о т истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, по л- н ее».[23]

Анализ стоимости необходимо начинать с меновой стоимости, с того количественного соотношения, в виде пропорции, в кото­рой потребительные стоимости одного рода обмениваются на по­требительные стоимости другого рода, т. е. с того очевидного и непреложного экономического явления, которое миллионы и миллиарды раз повторяется в товарном мире. Несмотря на ка­жущуюся случайность этих соотношений и их постоянное изме­нение, в зависимости от места и времени, в них явственно об­наруживается два существенных момента. Во-первых, как бы ни различны были меновые стоимости одного и того же товара, в них есть нечто общее и одинаковое. Этим общим не может быть потребительная стоимость, поскольку она качественно раз­лична. Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел,— а такое отвлечение постоянно осуществляется в самих ак­тах обмена, поскольку приравниваются самые различные потре­бительные стоимости,— то станет очевидным, что в обменивае­мых товарах остается лишь одно свойство, что они продукты че­ловеческого труда.

Во-вторых, меновая стоимость является лишь способом выражения, лишь формой проявления внутренне скры­того содержания, т. е. самой товарной стоимости. «Таким обра­зом, то общее, что выражается в меновом отношении, или мено­вой стоимости товаров, и есть их стоимость. Дальнейший ход ис­следования приведет нас опять к меновой стоимости как необхо­димому способу выражения, или форме проявления стоимости; тем пе менее стоимость должна быть сначала рассмотрена не­зависимо от этой формы».[24]

Этими положениями вновь подтверждается трехчленная мо­дель научного исследования: конкретное — абстрактное — конк­ретное. Меновая стоимость как исходный пункт анализа была тем конкретным, с чего начинался наш анализ. Стоимость есть та абстракция, которая, по выражению Ленина, глубже и пол­нее раскрывают природу товара. Меновая стоимость, представ­ленная в виде простой, развернутой, всеобщей и денежной форм, будет тем конкретным, которое познано и выражено в ло­гически стройной совокупности определений.

Однако стоимость должна быть рассмотрена независимо от формы ее проявления, с тем чтобы потом дать исчерпывающее объяснение меновой стоимости как единственно возможной фор­мы ее проявления.

3.

<< | >>
Источник: ПОЛИТИЧЕСКАЯ экономия КАПИТАЛИЗМА. Научно-методическое пособие преподавателю. Часть первая. Издательство Ленинградского университета Ленинград, 1975. 1975

Еще по теме Товар и два его фактора: по­требительная стоимость и сто­имость:

  1. Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара
  2. Товар, его стоимость (общественная ценность) и потребительная стоимость (общественная полезность)
  3. Совокупный общественный про­дукт и его состав по стоимости и по натуральной форме. Два под­разделения общественного произ­водства
  4. 2. Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара
  5. 15. Понятие товара. Стоимость и цена товара
  6. 4. Теории стоимости товара
  7. Бухгалтерский учет поступления и продажи импортных товаров: способы приобретения импортных товаров, формирование их таможенной стоимости, фактической себестоимости, особенности учета НДС, формы расчетов, синтетический учет.
  8. 15.5. Таможенная стоимость товара
  9. Два системных кризиса и два способа адаптации к новым условиям. Финляндия и Россия в 1990-х гг. Необходимость реформирования
  10. О стоимости и цене товаров
  11. Альтернативные теории формирования стоимости товара
  12. 13.5. Определение таможенной стоимости вывозимых товаров
  13. 13.4. Определение таможенной стоимости ввозимых товаров
  14. Методы определения таможенной стоимости товаров
  15. Особенности бухгалтерского учета продажи товаров (работ, услуг) по экспорту: виды экспорта товаров (работ, услуг), формы расчетов, формирование таможенной стоимости, документальное оформление и отражение в учете у производителя и посредника.
  16. Принципы ценою в сто миллионов
- Информатика для экономистов - Антимонопольное право - Бухгалтерский учет и контроль - Бюджетна система України - Бюджетная система России - ВЭД РФ - Господарче право України - Государственное регулирование экономики в России - Державне регулювання економіки в Україні - ЗЕД України - Инновации - Институциональная экономика - История экономических учений - Коммерческая деятельность предприятия - Контроль и ревизия в России - Контроль і ревізія в Україні - Кризисная экономика - Лизинг - Логистика - Математические методы в экономике - Микроэкономика - Мировая экономика - Муніципальне та державне управління в Україні - Налоговое право - Организация производства - Основы экономики - Политическая экономия - Региональная и национальная экономика - Страховое дело - Теория управления экономическими системами - Управление инновациями - Философия экономики - Ценообразование - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика отрасли - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая безопасность - Экономическая география - Экономическая демография - Экономическая статистика - Экономическая теория и история - Экономический анализ -