<<
>>

7. Силы развития в авторитарно-родовом обществе

По-прежнему «натуральный» характер общинно-родового хозяйства, отсутствие экономической борьбы внутри общины, и общий консерватизм форм жизни,—все это вместе необходимо вело к тому, что основной силой развития было абсолютное перенаселение.

Но повышение производительности труда и возрастание плотности населения, из него вытекавшее, сами по себе шаг за шагом уже изменяют и степень, и отчасти даже способ действия этой силы, по сравнению с предыдущей, первобытно-родовою эпохой.

Прежде всего, повышение производительности труда, а значит, и материального уровня жизни ведет к относительному уменьшению смертности, и самый процесс размножения ускоряется быстрее и чаще, чем это было раньше, приводя к мучительному, но вынуждающему прогресс противоречию между потребностями общины и суммой доступных для нее при данной технике средств существования.

Словом, действие абсолютного перенаселения становится интенсивнее и острее.

С другой стороны, благодаря более плотному расселению, ближе и теснее становится соприкосновение родовых общин. Вследствие этого, ближайшим результатом наступающего хотя бы в некоторых общинах недостатка средств к жизни являются попытки грабежа соседей и захвата их земли, или вытеснения их с пастбищ, на которых они кочуют. Возникают бесчисленные мелкие военные конфликты. Роды ограбленные и вытесненные со своей позиции оказываются в состоянии, так сказать, отражен- ного перенаселения: противоречие между потребностями и суммою жизненных средств у них делается еще острее, чем то, которое толкнуло их победителей на борьбу с ними. Побежденные вынуждены сами прибегнуть к тому же способу улучшить свое положение и нападают на других соседей, чтобы захватить их территорию. Эти, в свою очередь, должны двинуться по тому же военному пути далее, и таким образом обнаружившееся сначала в одном пункте действие перенаселения волнами распространяется затем дальше и дальше, пока не натолкнется либо на естественные препятствия—море, непроходимые горы,—либо на достаточно мощный отпор сильных в военном отношении родов.

Впоследствии подобная борьба ведется не отдельными родами, а целыми, иногда обширными племенными союзами.

В этом виде она уже становится известна истории, которою описаны многие волпы расселения племен, особенно монгольских и арийских, и, главным образом, в позднейшие эпохи авторитарно-родового строя, на границе феодального периода. События развертываются всюду по одному, приблизительно, типу: на какой-нибудь сравнительно-замкнутой территории,—памирское, иранское плоскогорье, вос- точно-монгольские пустыни и т. под.,—сотни лет кочуют скотоводческие племена, пока, наконец, у них не начинает чувствоваться сильная земельная теснота. Тогда возникает внутренняя борьба между этими племенами, одни теснят других, и некоторое время равновесие поддерживается за счет взаимного истребления. Но в борьбе образуются все более обширные военные союзы, она становится напряженнее и острее, и наступает момент, когда человеческая волна переливается через край обычной кочевой территории, обрушиваясь на другие племена. Те, будучи вытеснены с родных мест, подаются дальше, тесня других соседей, и т. д. Иногда победители, слившись с остатками побежденных, весьма быстро исчерпывают их территорию, и вынуждены итти дальше в своем завоевательном походе; иногда их вынуждает к этому и крайнее опустошение, которому они во время борьбы подвергли завоеванные области: стоит припомнить, в какую мрачную пустыню превращали иногда кочевники, вроде монголов, раньше цветущие страны, особенно страны с культурой, основанной на искусственном орошении или регулировании рек, которого кочевники, разумеется, не могли поддерживать. Так получались иногда Переселения воинственных племен, длившиеся десятки, даже сотни лет, и простиравшиеся на тысячи и тысячи верст от их первоначальной родины. Все различные комбинации этих типов мы находим в исторических расселениях германских племен, затем славянских и монгольско-тюркских.

Здесь, следовательно, действие абсолютного перенаселения принимало форму отчаянной борьбы за территорию и хронических переселений. То и другое делало необходимым развитие техники: в войне за землю группы с высшей техникой имели, обыкновенно, преимущество; а при переходе на новые места изменение прежних производственных приемов й усвоение новых было неизбежно, просто в силу невозможности полного сохранения старой техники в новйх условиях.

Необходимость технического Прогресса еще более усиливалась и обострялась тем жизненным противоречием, что многочисленность общины была очень важна для ее военной самозащиты и удержания за собою территории, и в то же время, конечно, ускоряла и усиливала развитие перенаселения. Благодаря первому обстоятельству, родовые общины легко принимали в свою среду иноплеменников и даже военнопленных, чаще всего—прямо их усыновляя; но этим в общину вносились новые элементы, а с ними проникали и технические новшества, с которыми община, при возрастающем гнете перенаселения, не могла бороться так решительно, как прежде.

Возникновение и первые шаги обмена сами по себе, кав мы выяснили, знаменуют повышение производительности труда и ведут к ускоренному размножению, а значит—к усилению и обострению действия основной силы развития—абсолютного перенаселения. Кроме того, обмен ускоряет техническое развитие еще тем, что дает для него новый, готовый материал—знакомит одни общины с продуктами, а косвенно и с техникой других общин, ведущих производство в иных природных условиях. Поэтому пути обмена часто должны были становиться путями завоевательного переселения даже и помимо той первоначальной связи войны с обменом, на которую мы указывали. Словом, прогрессивная роль обмена сливалась тогда с влиянием основной силы развития и лежала в ее рамках. Это и вполне естественно, так как по своему основному характеру хозяйство общины было по-прежнему натуральным; значение обмена было больше эпизодическим, он захватывал лишь сравнительно очень малую долю хозяйства; рынок, поскольку он уже складывался, еще не знал систематической конкуренции между продавцами одних и тех же товаров. Обмен, следовательно, не мог еще развить своей самостоятельной силы развития, которою на последующих стадиях социальной жизни является именно эта конкуренция.

Но, не будучи самостоятельным двигателем прогресса, а пока еще только подчиненным, обмен, тем не менее, уже обнаруживает, как мы видели, свое преобразующее действие на строение общества,—главным образом, в выработке форм собственности и возрастающем обособлении организаторской функции, во все большем возвышении организаторов над остальными членами их общин. Это влияние, усиливая и углубляя собою влияние войн, проистекавших из абсолютного перенаселения, во многих чертах определило собою переход к дальнейшей, высшей фазе экономической жизни—к феодальному обществу.

<< | >>
Источник: Богданов Александр Александрович, Скворцов-Степанов Иван Иванович. Курс политической экономии докапиталистической эпохи. Изд. 5-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» — 378 с. (Размышляя о марксизме.). 2011

Еще по теме 7. Силы развития в авторитарно-родовом обществе:

  1. Тема 1. Роль и значение корпоративной безопасности в обеспечении стабильности в развитии общества: понятие корпоративной безопасности, актуальность проблем корпоративной безопасности, тенденции развития общественных и экономических отношений, влияние корпоративной безопасности на социально-экономическое развитие общества и государства
  2. Авторитарний стиль лідерства.
  3. 1. Развитие производительных сил общества. Возникновение и развитие земледелия и скотоводства
  4. 4. Силы развития
  5. 9.3. История духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу; основные тенденции развития всемирной истории в XX в.; пути развития России
  6. 2. Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны.
  7. 8.1. Мировой рынок рабочей силы и тенденции его развития на рубеже XX—XXI вв.
  8. 1. первобытный родовой коммунизм
  9. 1. Развитие производительных сил общества
  10. 1. Развитие производительных сил общества
  11. 1. Развитие производительных сил общества
- Информатика для экономистов - Антимонопольное право - Бухгалтерский учет и контроль - Бюджетна система України - Бюджетная система России - ВЭД РФ - Господарче право України - Государственное регулирование экономики в России - Державне регулювання економіки в Україні - ЗЕД України - Инновации - Институциональная экономика - История экономических учений - Коммерческая деятельность предприятия - Контроль и ревизия в России - Контроль і ревізія в Україні - Кризисная экономика - Лизинг - Логистика - Математические методы в экономике - Микроэкономика - Мировая экономика - Муніципальне та державне управління в Україні - Налоговое право - Организация производства - Основы экономики - Политическая экономия - Региональная и национальная экономика - Страховое дело - Теория управления экономическими системами - Управление инновациями - Философия экономики - Ценообразование - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика отрасли - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая безопасность - Экономическая география - Экономическая демография - Экономическая статистика - Экономическая теория и история - Экономический анализ -