<<
>>

Распадение прибыли на процент и предпринимательский доход. Ссудный капитал и фетишизация капиталистических производствен­ных отношений

Раскрывая взаимосвязь между ссудными и функционирую­щими капиталистами (промышленными и торговыми), необхо­димо вместе с тем подчеркнуть наличие острой борьбы между пими. Борьба идет по линии распределения прибавочной стои­мости.

Поскольку функционирующие капиталисты используют не только собственный, по и чужой, получеппый ими в ссуду капитал, постольку они должны отдавать часть прибыли ссуд­ным капиталистам в виде процента. Остальная же ее часть со­ставляет предпринимательский доход. Эти две части прибыли указывают на то, что как функционирующий капиталист, так и ссудный являются эксплуататорами рабочих, делящими меж­ду собой созданную рабочими прибавочную стоимость. Это их объединяет. Но их разъединяет борьба за большую часть при­бавочной стоимости, которую каждый из них присваивает.

Нередко в учебниках политической экономии упускается важное положение Маркса о превращении количественного де­ления прибыли на процент и предпринимательский доход в ка­чественное. В результате вопрос о фетишизме ссудного капита­ла освещается поверхностно. Дело в том, что деление прибыли на указанные две части приобретает всеобщий характер и рас­

пространяется даже на прибыль, получаемую промышленника­ми и торговцами благодаря использованию только собственного капитала. Объясняется это, во-первых, тем, что большинство промышленных капиталистов обычно применяют не только соб­ственный, но и заемный капитал, и, в свою очередь, они сами ссужают временно свободный капитал, помещая его в виде вклада в банк. Во-вторых, превращение одной части прибыли в процент означает вместе с тем превращение другой ее части в предпринимательский доход. Здесь нужно иметь в виду, что процент как часть прибыли существовал задолго до капитализ­ма и еще в те отдаленные времена сложилось ложное представ­ление, будто процентом оплачиваются деньги как таковые. В-третьих, с развитием капитализма выделился особый слой ка­питалистов — денежных капиталистов, претендующих на про­цент в силу титула собственности на денежный капитал.

В-чет- вертых, каждый капиталист может выбирать, вкладывать ли капитал в собственное предприятие или отдавать его в ссуду другим капиталистам, хотя, разумеется, превращение всего об­щественного капитала в ссудный капитал немыслимо.

В результате указанных выше обстоятельств любой капита­лист, в том числе и применяющий только собственный капитал, всегда вынужден считаться с существующим в данное время уровнем процента и рассматривать часть своей прибыли в каче­стве процента на капитал как собственность. И не только функ­ционирующие капиталисты, но и любой собственник денежно­го капитала, прежде чем заниматься предпринимательством, по­купать землю или ценные бумаги, ориентируется на уровень ссудного процента и сопоставляет с ним возможный доход, пред­ставленный в виде предпринимательского дохода или ренты, ди­виденда, облигационного процента.

Деление прибыли на процент и предпринимательский доход доводит фетишизацию капиталистических производственных от­ношений до кульминационной точки. Процент представляется плодом капитала как вещи, .а не результатом эксплуатации ра­бочих. «Капитал,— писал К. Маркс,— представляется таинст­венным и самосозидающим источником процента, своего собст­венного увеличения».[269] Представление о том, что деньги сами по себе, независимо от реального процесса воспроизводства, спо­собны приносить большие деньги, широко распространено среди буржуазных экономистов.

Маркс, в частности, подверг суровой критике фетишистские представления буржуазных экономистов Прайса и Сэя о ссуд­ном капитале и проценте.[270] И в XX в. буржуазная экономическая наука, занимающаяся в большей мере сознательной и предвзя­

той апологетикой капитализма, представляет процент как цену капитала, определяемую его производительностью (А. Маршалл, Самуэльсон) или предельной, т. е. наименьшей, его производи­тельностью (Д. Б. Кларк), или как вознаграждение за потерю ликвидности, т. е. за предоставление в ссуду денег как таковых (Д. Кэйне). В подобных определениях имеет место полный от­рыв процента от прибыли и движения ссудного капитала от процесса капиталистического воспроизводства.

Что же касается предпринимательского дохода, то он, в про­тивоположность проценту, представляется результатом дея­тельности самого капиталиста по надзору и управлению пред­приятием, своего рода заработной платой. «Особые функции,— писал Маркс,— которые приходится выполнять капиталисту как таковому и которые выпадают на его долю как раз в отличие от рабочих и в противоположность рабочим, представляются как чисто трудовые функции».[271] Это представление находит даль­нейшую опору в том, что часть прибыли в самом деле может быть обособлена и обособляется как заработная плата, когда труд по управлению и надзору передается особым лицам — уп­равляющим. Но нельзя смешивать предпринимательский доход с платой за надзор или за управление, как это делают буржуаз­ные экономисты, пытающиеся представить прибыль не как при­бавочную стоимость, а как заработную плату самого капита­листа.

Фетишистское представление о ссудном капитале подкрепля­ется и нормой процента. Она определяется отношением годово­го дохода ссудного капиталиста к величине капитала, отданного в ссуду. Ее границы — от нуля до средней нормы прибыли. В конечном итоге она определяется спросом на ссудный капи­тал и его предложением. «Конкуренция,— писал Маркс,— опре­деляет здесь не отклонение от закона: здесь просто не сущест­вует никакого иного закона разделения, кроме того, который диктуется конкуренцией...».[272] Объясняется это тем, что два лица ссудный капиталист и функционирующий — делят между собой прибыль, полученную с одного и того же капитала.

Следует различать рыночную, т. е. текущую, постоянно из­меняющуюся норму процента и среднюю норму процента, кото­рая представляет собой среднюю из рыночных норм процента на различных фазах промышленного цикла или за весь про­мышленный цикл. Средняя норма процента имеет тепденцию к по­нижению, обусловленную тенденцией средней нормы прибыли к понижению и увеличением предложения ссудного капитала в связи с ростом слоя рантье и развитием кредитной системы.

О тенденции средней нормы процента можно судить по данным табл. 1.

Динамика учетного процента центральных банков (среднегодовая за промышленный цикл)*

Годы Учетный процент
Англия США**
1857—1866 4,8
1866—1873 3,7 8,0
1873—1882 3,4 5,8
1882—1890 3,5 5,2
1890-1900 3,1 4,6
1900—1907 3,9 5,0
1907—1914 3,8 4,8
1920—1929 4,8 4,5
1929—1937 2,9 2,6
1948—1957 3,4 1,9
1957—1969 5,6 3,2

* Исчислено поданным: Мировые экономические кризисы 1847—■ 1935 гг. Под общей ред. Е. М. Варги, 1937, т. 1, с. 142, 167, 175, 190—191, 196—197, 219, 226—227, 246—247, 285, 290, 318, 324, 350-351, 356—357, 386— 387, 398—399; Экономика капиталистических стран. Стат. сб. М., 1959,

с. 783—784; Statistical Yearbook UN. 1969, р. 583; 1972, р. 649.

**С 1866 по 1915 г. дана частная средняя ставка по первоклассным ком­мерческим векселям в Нью-Йорке; с 1915 г — средняя ставка нью-йоркско­го Федерального резервного банка.

В таблице, как и в большинстве статистических сборников, приводятся данные учетной ставки только центральных банков.

Этого достаточно, ибо именно она определяет изменения в став­ках процента во всей кредитной системе.

Согласно приведенным данным таблицы, тенденция средней пормы процента к понижению особенно отчетливо проявляется в США — в стране, где и промышленные циклы наиболее ярко выражены. В 60-х — начале 70-х годов порма процента повыси­лась во всех капиталистических странах. Так, за 1969—1973 гг. в Англии она была в среднем на уровне 7%, а в США—5,5%. Это объясняется не столько ростом нормы прибыли и спроса на ссудный капитал в связи с расширением сфер обновления ос­новного капитала, сколько затянувшимся мировым кризисом ва­лютной системы. Указанные причины вызвали необходимость в постоянном государственном регулировании в области креди­та и денежного обращения. Почти хронический пассив платеж­ного баланса в СІЛА и Англии вынуждает правительства этих стран с помощью высоких ставок процента привлечь иностран-

ную валюту и золото и таким образом временно снизить разме­ры пассива платежного баланса. Повышение ставки процента используется также в целях удорожания кредита, сокращения объема производства и потребления, а следовательно, и импорта, что также должно Привести к сокращению пассива платежного баланса. Но эта мера имеет и отрицательные последствия: уве­личивается внешняя задолженность государства, растет безра­ботица, свертывается жилищное строительство в связи с дорого­визной ипотечного кредита, замедляется реализация товарной продукции, поскольку ухудшаются условия потребительского кредита и растет безработица, снижается курс ценных бумаг и усиливается спекуляция на фондовых биржах.

3.

<< | >>
Источник: ПОЛИТИЧЕСКАЯ экономия КАПИТАЛИЗМА. Научно-методическое пособие преподавателю. Часть первая. Издательство Ленинградского университета Ленинград, 1975. 1975

Еще по теме Распадение прибыли на процент и предпринимательский доход. Ссудный капитал и фетишизация капиталистических производствен­ных отношений:

  1. Процент как доход собственника ссудного капитала
  2. Б. Ссудный капитал и ссудный процент 1. Источники образования и специфика движения ссудного капитала
  3. Сущность, возможность и необходимость кредита. Ссудный капитал. Ссудный процент
  4. 7.5 Рынок капитала. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процента.
  5. 55. Ссудный процент и источники его уплаты. Дискуссионные вопросы сущности, функции и роли ссудного процента.
  6. Тема 7. Ссудный капитал и ссудный процент
  7. Ссудный процент, его функции. Формирование уровня ссудного процента
  8. 23. Рынок реального капитала и ссудный процент.
  9. 53. Сущность, функции и роль ссудного процента. Формы ссудного процента.
  10. Исследование исламской экономической модели. Отношение к ссудному проценту.
  11. Исследование исламской экономической модели. Отношение к ссудному проценту,
- Информатика для экономистов - Антимонопольное право - Бухгалтерский учет и контроль - Бюджетна система України - Бюджетная система России - ВЭД РФ - Господарче право України - Государственное регулирование экономики в России - Державне регулювання економіки в Україні - ЗЕД України - Инновации - Институциональная экономика - История экономических учений - Коммерческая деятельность предприятия - Контроль и ревизия в России - Контроль і ревізія в Україні - Кризисная экономика - Лизинг - Логистика - Математические методы в экономике - Микроэкономика - Мировая экономика - Муніципальне та державне управління в Україні - Налоговое право - Организация производства - Основы экономики - Политическая экономия - Региональная и национальная экономика - Страховое дело - Теория управления экономическими системами - Управление инновациями - Философия экономики - Ценообразование - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика отрасли - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая безопасность - Экономическая география - Экономическая демография - Экономическая статистика - Экономическая теория и история - Экономический анализ -