<<
>>

ПОДЧЕРКИВАНИЕ РЕШАЮЩЕГО ЗНАЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА

Одной из характерных особенностей методологии современной буржуазной политической экономии является подчеркивание примата математического метода. В наиболее законченном виде это выступает в работах но эконометрике.

Но и в работах многих буржуазных экономистов, которые не относятся к эконометрическому направлению, применение математических приемов занимает очень видное место. Применение этих приемов прежде было характерно преимущественно для экономистов, примыкавших к так называемой «математической школе» (т. е. к школе Вальраса — Парето). В настоящее время применение математріческих приемов среди буржуазных экономистов приняло если не всеобщий, то во всяком случае широко распространенный характер.

Чем вызвано такое всеобщее увлечение математическим методом? Тут действует ряд причин. Некоторые из них проявляли свое действие и прежде, некоторые же причины имеют более позднее происхождение и связаны с кризисом современной буржуазной политической экономии.

Одна из этих причин выражается в стремлении приукрасить внутреннее убожество современной буржуазной политической экономии, создать видимость ее высокой научности, показать ее близость к точным наукам.

В буржуазной экономической литературе было немало попыток показать внешнюю близость некоторых положений политической экономии к важнейшим теоремам теоретической механики. Нередко буржуазные экономисты в очень сложной математической форме выражают весьма банальные вещи.

Маркс в письме к Энгельсу от 23 мая 1868 г. отметил характерную для буржуазных экономистов тенденцию к нарочито усложненному изложению своих работ. «...Все они,—писал Маркс,- так полны экономических банальностей,— и знают к тому же, что это основательно надоело их читателям,— что стараются приправить свою стряпню псевдо-философским или псевдо-научным slang (жаргоном). Несмотря на этот мнимо-научный характер, содержание (само по себе равное нулю) ни в коем случае не становится более понятным.

Напротив. Весь фокус состоит в том, чтобы мистифицировать читателя и заставить его ломать себе голову, пока он, в конце концов, не придет к успокоительному выводу, что за этими hard words (страшными словами.— И. Б.) скрываются лишь общие места» 48. Эти слова Маркса сохраняют свою силу для многих буржуазных работ по теоретической экономии, испещренных с/южными математическими формулами.

Другая причина такого широкого увлечения буржуазных экономистов математическим методом — это стремление увести исследование от социально-экономических особенностей и противоречий рассматриваемых процессов. Многие из этих особенностей не могут получить вообще количественного выражения, например исторически преходящий характер экономических категорий. Некоторые категории представляют собой результат воздействия большого и сложного комплекса факторов, что затрудпяет их количественное измерение (например, уровень жизни). В некоторых случаях трудно изолировать влияние отдельных факторов и измерить их самостоятельное влияние (например, изменений интенсивности и производительности труда). Концентрация внимания только на количественной стороне экономических процессов приводит к устранению ряда моментов, не поддающихся точному количественному выражению, но имеющих очень важное значение для характеристики положения отдельных классов. Для апологетов капитализма такой прием очень выгоден.

Увлечение буржуазных экономистов математическими методами связано и с новыми практическими потребностями, возникшими в период общего кризиса капитализма, о чем говорилось в предыдущей главе. При помощи математических приемов буржуазные экономисты пытаются решать некоторые практические вопросы, например лучшей организации капиталистических предприятий* или вопросы, связанные с изучением динамики спроса на отдельные товары, с выяснением взаимосвязи между отдельными отраслями производства. Работы такого типа, как будет показано в главе 9, не лишены научного значения в той части, в какой они касаются вопросов прикладной экономики.

Какова должна быть оценка этой тенденции, характерной для методологии современной буржуазной политической экономии?

Марксистская политическая экономия никогда не отрицала возможности применения математики к изучению экономических явлений. Достаточно указать на ту роль, которую играет матема тический метод у Маркса, который основательно знал современную ему высшую математику и натшеал ряд математических работ. В «Капитале» математический метод играет важную роль при решении проблем воспроизводства, установлении тенденции нормы прибыли к понижению, при выявлении сущности цен производства и т. д. 49 О том, какое значение придавал Маркс математической обработке статистических материалов, видно из его письма к Ф. Энгельсу от 31 мая 1873 г. «Дело,— писал Маркс,— в следующем: ты знаешь таблицы, в которых представлены цены, учетный процент и пр. в их движении в течение года и т. п. в их колебаниях вверх и вниз. Я неоднократно пытался — для анализа кризисов — вычн слить эти up and downs (повышения и понижения.— И. Б.), как неправильные кривые, и думал (думаю еще и теперь, что это возможно с достаточно проверенным материалом) математически вывести из этого главные законы кризисов. Мур, как сказано, считает задачу пока невыполнимой, и я решил for the lime being (на ближайшее время.— И. Б.) отказаться от нее» 50.

Но математический метод есть только вспомогательное орудие, которым пользуется экономист и которое движется в рамках, очерченных экономической теорией. Математический метод не в состоянии создавать какие-то новые понятия. Он только но- когает экономисту более полно сделать из данного теоретического положения все необходимые выводы. Экономист может прекрасно владеть математическим методом и прийти к совершенно неверной, ненаучной теории. Вопрос о правильности, точности, степени научности экономической теории лежит совершенно вне компетенции математики. Этот вопрос решается в зависимости от правильности исходных предпосылок и теоретических положений, па которые опирается количественный анализ.

Для того чтобы математический метод мог выполнять свою роль в научном исследовании, необходимо, чтобы были правильно раскрыты природа отдельных категорий, их взаимоотношения и зависимости, их тенденции развития.

В этом отношении экономическая наука не составляет исключения. Применение математики в естественных науках также невозможно без предварительного качественного анализа.

Известный английский геолог Гекели сказал знаменитому физику Уильяму Томсону: «Математика, подобно жернову, перемалывает то, что под него засыпают, и как, засыпав лебеду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страницы формулами, вы не получите истины из ложных предпосылок» б1.

В экономической науке использование математического метода сопряжено с дополнительными трудностями, поскольку взаимосвязь явлений в социально-экономическом мире значительно сложнее, чем в мире природы. Особое значение имеет то обстоятельство, что с переходом от одной общественно-экономической формации к другой и даже в рамках одной формации возникают один категории, исчезают другие и качественная природа многих категорий подвергается глубоким изменениям.

Экономические величины суть величины особого рода: они выражают производственные отношения, характеризующие определенный истерически сложившийся способ производства. Экономист, который все свое внимание обращает исключительно на количественное выражепие отдельных категорий, тем самым отвлекается от их качественного содержания. Но это приводит к тому, что экономист подменяет качество своих категорий, ибо игнорирование одного качества (если даже отвлечься от сознательного искажения действительности) есть фактическое признание другого качества. Так, игнорирование исторически-преходящего характера экономических категорий приводит к фактическому признанию вечности этих категорий. Чрезмерное увлечение количественным анализом мстит за себя. Экономист, который дает волю своей математической фантазии, теряет руководство экономическим анализом, становится пленником математического метода.

Это бывает тогда, когда из подсобного метода математика превращается в основной, когда математическая экономика превращается в экономическую математику.

Математика есть вообще формальная наука. Ее интересуют лишь формы количественных соотношений отдельных величии. Если, скажем, X и Y, с одной сторны, U и V — с другой, изменя ются по одному и тому же закону, т. е. каждому одинаковому изменению X и U соответствуют одинаковые изменения Y и V, то обе функции математиком рассматриваются как одинаковые, хотя сами элементы, между которыми устанавливается функциональная зависимость, могут иметь совершенно различную природу. Если в центре экономического анализа ставится применение математики, то тем самым в политическую экономию привносится тот формализм, который характеризует математику. Одинаковая фор ма изменения отдельных категорий дает основания экономисту- математику сближать и отождествлять эти категории. Работы та/: называемой математической школы в политической экономии дают многочисленные примеры такого неоправданного сближения.

Так, экономисты математической школы подвергают экономя ческие функции дифференцированию и интегрированию. Такие операции предполагают в качестве обязательного условия непрерывность функции, т. е. каждому бесконечно малому изменению аргумента должно соответствовать бесконечно малое изменение функции. Очевидно, что это условие неприменимо к тем случаям, когда рассматривается поведение отдельного индивида. Последний не будет реагировать на каждое бесконечно малое изменение цены. На это возражение представители математической школы отвечают следующим образом: функции спроса, потребления и т. д. от дельного индивида имеют прерывный характер, но зато функции спроса, потребления и т. д., взятые в отношении ко всему народ ному хозяйству, являются непрерывными в силу действия закона больших чисел. В отношении всего народного хозяйства можно» сказать, утверждают они, что бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечно малое изменение спроса.

Несмотря на эту оговорку, представители математической школы подвергают дифференцированию и функции, характеризующие поведение индивидуума (с этих функций они, как сторонники субъективного на правления, начинают свой анализ). Иными словами, индивидуальным функциям приписываются те черты, которые присущи социальным функциям; индивидуальное заменяется социальным: устраняется та сторона явлений, которая для экономистов субъективного направления является решающей,— индивидуальная.

Возможность дифференцирования данных функций предпола гает не только их непрерывность, но и бесконечную делимость тех величин, которые связаны данной функциональной зависимостью. Между тем экономические блага не могут делиться до бесконечности. Правда, физические тела поддаются бесконечному дроблению* но бесконечно малая доля какого-нибудь тела (например, хлеба).

существует только физически (как известная часть материи), но но экономически, поскольку бесконечно малые доли каких угодно тел не имеют потребительной стоимости, а следовательно, и стоимости вообще. Процесс бесконечного деления, которому экономисты-математики подвергают все экономические величины, приводит к устранению экономического содержания.

Под мантией математических операций у представителей математической школы нередко происходит процесс трансформации отдельных категорий, процесс метаморфозы различных понятий.

Яркую иллюстрацию такого формализма и трансформации понятий в результате математических операций представляет весьма модная в настоящее время «теория игр и экономического поведения» Неймана и Моргенштерна.

<< | >>
Источник: И. Г. БЛЮМИН. КРИТИКА БУРЖУАЗНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ / КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. Том 3.. 1962

Еще по теме ПОДЧЕРКИВАНИЕ РЕШАЮЩЕГО ЗНАЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА:

  1. 11.3. Математические методы исследования экономики стратегические и математические методы оптимизации; теория игр; стохастические методы; экономические методы
  2. 1.1. «За» и «против» математических методов 1.1.1. Математические методы в экономической науке
  3. 1.2. Метод исследования устойчивости и структурной устойчивости математических моделей экономической системы страны 1.2.1. Разработка методов оценок показателей устойчивости математических моделей.
  4. 8.4. Математика экономико-математические методы и модели; метод математического моделирования в экономике; основные количественные характеристики мокро- и микроэкономического анализа; основные абстрактные модели рыночной экономики; моделирование спроса и предложения
  5. 12.3. Математические методы исследования экономики основы теории принятия решений; методы измерения и классификации; экспертные оценки
  6. Классические методы математического анализа
  7. 1.3. Классификация экономико-математических методов и моделей
  8. Математические методы в экономике
  9. 3.2.5. Исследование зависимости оптимального закона параметрического регулирования от значений неуправляемого параметра математической модели Гудвина.
  10. Математические методы планирования
  11. 15.3. Математические методы исследования экономики
  12. 1,1,3. Критика математических методов в западной экономической науке
- Информатика для экономистов - Антимонопольное право - Бухгалтерский учет и контроль - Бюджетна система України - Бюджетная система России - ВЭД РФ - Господарче право України - Государственное регулирование экономики в России - Державне регулювання економіки в Україні - ЗЕД України - Инновации - Институциональная экономика - История экономических учений - Коммерческая деятельность предприятия - Контроль и ревизия в России - Контроль і ревізія в Україні - Кризисная экономика - Лизинг - Логистика - Математические методы в экономике - Микроэкономика - Мировая экономика - Муніципальне та державне управління в Україні - Налоговое право - Организация производства - Основы экономики - Политическая экономия - Региональная и национальная экономика - Страховое дело - Теория управления экономическими системами - Управление инновациями - Философия экономики - Ценообразование - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика отрасли - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая безопасность - Экономическая география - Экономическая демография - Экономическая статистика - Экономическая теория и история - Экономический анализ -