<<
>>

Возможности завтрашнего дня: финансовый капитализм в информационную эпоху

В 1995 г. в своей книге «Дорога в будущее» Билл Гейтс сделал несколько предсказаний о перспективах информационной эпохи, многие из которых так и не сбылись. Впрочем, по большей части это были его самые удивительные пророчества.

Например, он предсказывал, что некоторые из нас получат возможность записывать на цифровые носители данные о всей своей жизни, осуществляя непрерывные видеозаписи и сохраняя свои видеобиографии для просмотра в будущем. Эта идея призвана была будоражить мысль, но она пока далека от воплощения в реальность. При этом Гейтс не заметил множество других электронных достижений фундаментального характера, включая появление таких сайтов, как eBay (был основан в 1995 г., как раз в год выхода в свет книги), Wikipedia, Facebook.com, Linkedln.com, Zip- car, сот, CouchSurjing.org и миллионов других, действительно изменивших образ жизни многих и многих людей. Мы не имеем права судить Билла Гейтса за то, что он не смог предсказать эти и другие технические новинки. На такие пророчества не способен никто из смертных. Но наша задача заключается в том, чтобы проанализировать процесс создания подобных инноваций и ответить на вопрос: почему в определенных условиях вероятность их появления выше, чем в других? В этом и заключается реальный предмет финансов.

В «Дороге в будущее» Билл Гейтс ни словом не обмолвился о своем видении будущего капитализма или хорошего общества; он был всецело увлечен инженерными деталями. Все его предсказания касались различных технических диковинок. Впрочем, автор и не претендовал на то, чтобы заглянуть за самые дальние горизонты. Реальный вопрос звучит так: учитывая всю сложность и информационные связи современного общества, что способен сделать капитализм для создания хорошего общества? Какие малости, в совокупности с другими не самыми значительными вещами, обладают потенциалом, позволяющим усилить чувство удовлетворенности достигнутым многих и многих людей.

Рассмотрим хотя бы такую «малость», как Facebook, сервис, позволяющий встретиться в Интернете старым друзьям (в списке предсказаний Билла Гейтса на 1995 г. она отсутствует). Является ли эта инновация важной с точки зрения создания идеального государства? Возможно, да, в том смысле, что она способствует формированию у людей ощущения полноты жизни.

Быстрое развитие информационных технологий в нынешнем столетии обещает множество других, во многих случаях пугающих изменений, когда машины быстро заменяют собой человеческий разум. Компьютерная программа Soar не только способна играть с людьми в различные игры, но и умеет самостоятельно осваивать различные их виды[10] [11]. Программа DeePQA, разрабатываемая в корпорации IBM группой во главе с Дэвидом Фе- руччи, «обучена» распознавать человеческую речь и отвечать на вопросы, относящиеся к сфере общих знаний. Она прошла проверку, приняв участие в телевизионной викторине Jeopardy («Своя игра»), где одержала верх над двумя лучшими игроками-людьми11.

Можно упасть духом, услышав об этих и подобных им инновациях. Мы все стремимся к развитию навыков, которые позволили бы конкурировать с наибольшей эффективностью, добиваясь успехов в нашем мире труда. И поэтому нет никакого смысла в развитии талантов, которые будут замещены машинами. К сожалению, точно предсказать, какие человеческие таланты будут востребованы более всего, едва ли возможно.

По мнению специалистов по экономике труда Фрэнка Леви и Ричарда Мернейна, высказываемому ими в книге «Новое разделение труда: как компьютеры создают новый рынок рабочих мест» (2005), компьютеры замещают людей только в тех случаях, когда необходимо решение рутинных задач. Однако они не справляются с задачами, для решения которых необходимо то, что авторы называют «экспертным мышлением» или «комплексными коммуникациями». В действительности компьютеры создают рабочие места, требующие применения этих человеческих талантов, а не замещают собой людей[12].

Отличительными чертами экспертного мышления являются такие качества, как широта, использование различных источников информации и способность анализировать ее под различными углами зрения. Человека, мыслящего как эксперт, интересует не только новая и текущая информация, но и давно известная и даже забытая. В качестве примера Леви и Мернейн рассматривают деятельность автомеханика. Ему известны процедуры компьютеризированной диагностики, проведения которой требуют современные производители автомобилей. Он знает, где продаются самые дешевые запасные части. Автомеханик осведомлен о потребностях различных групп потребителей. К тому же он способен уже во время поездки на автомобиле определить, что необходимо исправить.

«Комплексными коммуникациями» Леви и Мернейн называют сочетание межличностных навыков и способность к пониманию сложных ситуаций. В качестве примера авторы предлагают вспомнить адвоката, не только прекрасно ориентирующегося в лабиринтах законов, но и правильно понимающего, что на самом деле отвечает интересам клиента, учитывая ситуацию, в которой находится подзащитный. Более того, юрист способен убедительно донести это свое знание до клиента.

Невозможно предсказать, какие именно широкие профессиональные категории выживут в условиях наступления все более сложных информационных технологий. Не вызывает сомнений, что каждая крупная их группа по роду занятий будет включать в себя виды работ, исполнение которых требует и экспертного мышления, и осуществления комплексных коммуникаций. Однако, в соответствии с расширительным толкованием, финансы представляют собой область, в которой такие виды должностей весьма распространены. Следовательно, они не только выживут, но и, скорее всего, их количество еще более увеличится. Работа, требующая финансовых знаний, в чем-то схожа с работой автомехаников и юристов. Занимающим их людям необходимо знать технические особенности финансовой инженерии так же хорошо, как автомеханик знает механическую инженерию, и уметь не только применять свои знания, но и сопереживать человеческим проблемам.

Им необходимо будет понимание всей сложности финансовых институтов (и определяющей их правовой структуры), а также способность доносить свои знания до клиентов.

Этот процесс определяет историю финансовых инноваций на протяжении многих поколений. В 1840-х гг. на улицах Нью-Йорка можно было увидеть множество сновавших мальчишек, разносивших по различным «окошкам» внутри банков чеки, счета и другие кредитноденежные инструменты и получавших в обмен на них золото и банкноты. После 1853 г. мальчишки исчезли с улиц, так как в том году была учреждена Нью-Йоркская клиринговая палата. Почти сразу ее участниками стали 54 банка. Это была важнейшая инновация в информационных технологиях, несмотря на то что она, возможно, не соответствует современному их пониманию, так как новый способ обмена данными не предусматривал использования электронных устройств. Ежедневно в ю часов утра представители всех крупнейших банков собирались в зале палаты на своих местах за расставленными в круг столами. В соответствии с процедурой, сопровождавшие представителей клерки поднимались из-за стола и начинали обходить по кругу остальные 53 стола, передавая предназначенные другим банкам пакеты документов, по одному для каждого из участников палаты, и забирая пакеты для своего банка. Этот процесс занимал не более 6 минут. Все возникавшие в расчетах между банками дисбалансы суммировались и погашались золотом или банкнотами, но не самими банками, а через Нью-Йоркскую клиринговую палату. Необходимость доставки документов и наличных из банка в банк исчезла. Но финансы сами по себе никуда не делись[13].

С появлением компьютеров в технологии клиринга произошли еще более заметные изменения. Безусловно, вскоре откроется доступ к системам искусственного интеллекта, созданным по образу и подобию DeePQA, способным отвечать на вопросы о финансах примерно так же, как сегодня они отвечают на вопросы в викторине Jeopardy. Современные технологические достижения подталкивают нас к мысли о том, что в будущем в сфере финансов количество занимаемых людьми рабочих мест значительно сократится. Однако в самом ближайшем будущем компьютеры не смогут ни консультировать людей относительно того, что им делать с портфелями ценных бумаг, ни участвовать в сделках компаний, ни оценивать исследовательские проекты, осуществляемые факультетами университетов. В общем, они не способны заменить человека на множестве самых разных рабочих мест. В центре финансовой деятельности по-прежнему находятся задачи, связанные с достижением поставленных людьми целей. В большинстве случаев машины пока не способны справиться с ними.

В этой книге будет показано, что демократизация финансов влечет за собой развитие как механизмов взаимодействия между людьми (например, касающихся консультирования по финансовым и правовым вопросам и финансового образования), так и функционирующих совместно с ними технологий, что открывает перед каждым человеком возможность разумного участия в финансовой системе.

<< | >>
Источник: Шиллер, Р.. Финансы и хорошее общество [Текст] / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под ред. Т. Дробышевской, А. Смирнова. — М.: Изд-во Института Гайдара,2014. —504 с.. 2014

Еще по теме Возможности завтрашнего дня: финансовый капитализм в информационную эпоху:

  1. 4.3. Формирование новых возможностей потребления на основе информационных технологий
  2. Юридические и финансовые советники как ключевые элементы финансового капитализма
  3. Финансовый капитализм и проблема финансовых инноваций
  4. ТЕМА 2. Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия. Информационная база финансового менеджмента
  5. 2.3 Анализ возможности финансового оздоровления предприятия с учетом «финансового клонирования»
  6. Финансовый капитализм вступает в пору зрелости
  7. Что скрывается за фразой «эволюция финансового капитализма»?
  8. Финансовый капитализм и марксистский коммунизм
  9. Неотвратимое наступление финансового капитализма
  10. 4. Нарушение порядка применения информационных технологий: информационная война, информационное оружие
  11. Развитие капитализма в России I.Дикий и «цивилизованный» капитализм
  12. 9.5. Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа