<<
>>

Мораль и капитализм

Размышляя о морали и капитализме, полезно разграничить космологические и материальные представления или верования разных цивилизаций (культур). Космологические представления связаны с нашим пониманием окружающего мира и места, которое занимает в нем человек, от чего, в свою очередь, зависят представления людей о цели и смысле собственной жизни и взаимоотношений с другими[86].

Это и есть то, что я обозначил как «привычки души», «мораль» разных культур. Материальные представления относятся к способам обеспечить средства к существованию и являются представлениями о материальном мире, причем они меняются по мере изменения среды. Полезность капитализма основана на материальном представлении о том, что это наилучшая институциональная форма обеспечения экономического роста современного типа в сравнении с такими альтернативами, как социализм. И космологические, и материальные представления играют важную роль в легитимизации тех или иных политических систем.

Существует немало данных, полученных в результате сравнительного исследования культур, что материальные представления в большей степени подвержены изменениям, чем космологические. Материальные представления быстро откликаются на перемены в материальной среде. Космологические представления изменяются с гораздо большим запаздыванием или гистерезисом (Lai 1998а).

Подлинная история, рассказанная мне старой приятельницей из Индии, хорошо иллюстрирует указанное различие. Эта дама была женой крупного правительственного чиновника и, оставаясь любительницей, талантливо исполняла индийские классические песни. Однажды она организовала выступление своей учительницы музыки — дамы вполне современной, но никогда не бывавшей за пределами Индии, — в лондонском Королевском фестивальном зале. Когда эта учительница добралась до своего отеля в Лондоне, то выяснила, что он очень комфортабелен и в нем есть почти все, к чему она привыкла у себя дома.

Но к своему ужасу она обнаружила, что, в отличие от большинства индийских домов с современными туалетами, здесь не предусмотрена возможность подмыться после омовения, что требуется индуистскими представлениями о нечистоте. Впрочем, там нашлось незнакомое ей устройство, биде, благодаря которому она нашла выход из положения. Но когда она появилась на сцене перед полным залом, то несколько минут не могла издать ни звука. Она смотрела на множество обращенных к ней тщательных вымытых лиц, и ее переполняло отвращение от мысли, что перед ней толпа неподмытых мартышек! Она без труда научилась использовать современный туалет с биде (материальная сторона современной цивилизации), но не могла перешагнуть через воспитанные культурой космологические представления своей цивилизации о нечистоте.

Как показывают сравнительные исследования культур, на космологические представления, т.е. мировоззрение, «привычки души», важнейшее влияние оказывает языковая группа. В большинстве евразийских цивилизаций космологические представления испытали также влияние географического окружения, в котором возникала цивилизация. Поскольку материальные представления изменчивы, а космологические в общем и целом нет, вполне возможно, и действительно бывало так, что цивилизация сохраняет «привычки души» даже при изменении материальных представлений и способов добывать средства на жизнь. Иными словами, культуры не склонны менять свои космологические представления, хотя могут перенять материальные представления у другой цивилизации, если последняя открывает путь к более высокому уровню жизни. Так, капитализм был принят цивилизациями с самыми разными «привычками души» и моралью. Они могут модернизироваться без вестернизации.

Противоположная идея, разделяемая многими на Западе, что модернизация предполагает вестернизацию, т.е. что капитализм требует принятия западных «привычек души», основана на уникальных исторических обстоятельствах. На Западе изменение материальных представлений, порожденное папской революцией Григория VII в XI веке, последовало за беспрецедентным изменением космологических представлений в христианском мире, вызванном папской революцией Григория І в VI веке (см.

главу 3). Первая папская революция изменила коммуналистские космологические представления, которые прежде были общими у Запада и у других великих евразийских цивилизаций, поспособствовав распространению индивидуализма — прежде всего в сфере семейной жизни. Эти действия были мотивированы стремлением католической церкви, восходящим к самому начальному периоду ее существования, наследовать по завещанию имущество, главным образом принадлежавшее богатым вдовам[87]. «Семейная» революция Григория I опрокинула общую для Евразии модель, утвердив независимость молодых людей от родителей и запретив общие для всей Евразии семейные обычаи, направленные на то, чтобы обеспечивать наличие наследника мужского пола, которому могла передаваться семейная собственность. Результатом стало увеличение числа бездетных семей[88], оставлявших свое имущество церкви.

Осуществленная папой семейная революция сделала церковь неимоверно богатой. По оценкам демографов, в результате запрета традиционных методов преодоления бездетности в 40% семей не оказалось прямых наследников мужского пола. Имущество этих семей чаще всего завещалось церкви. Ее богатство росло со сказочной быстротой. Во Франции, например, по некоторым оценкам, уже к концу VII века треть плодородных земель оказалась в руках церкви (Goody 1983:105)!

Однако подобное накопление собственности привлекло «хищников» — как внутри самой церкви, так и за ее пределами, — стремившихся лишить церковь ее богатств. Именно для того чтобы не допустить подобной «экспроприации», Григорий VII в 1075 году осуществил папскую революцию, поставив Бога выше кесаря, — для этого он использовал такое мощное оружие, как угроза отлучения. Поскольку вследствие этого церковь оказалась напрямую вовле-

мужчины-клирики и неженатые аскеты не должны посещать дома женщин и вдов, пытаясь убедить их пожертвовать или завещать церкви свое состояние в ущерб семьям и кровным родственникам (Lane-Fox 1988:310). Таким образом, с самого начала церковь всеми способами стремилась заполучить наследство прихожан.

Не случайно она долгое время поднимала на щит целомудрие и препятствовала повторным бракам — это увеличивало число одиноких женщин, которые могли завещать свое имущество церкви.

чена в мирские дела, новое «церковное государство» создало все административные и правовые атрибуты, которые сегодня мы ассоциируем с современной экономикой[89]. Она заменила традиционные для всех евразийских сельскохозяйственных обществ материальные представления на новые, основанные на контракте.

Папская революция XI века (изменившая материальные представления), ставшая последствием папской «семейной» революции VI века (изменившей космологические представления), создала институциональную инфраструктуру для возникновения динамичного западного капитализма, что со временем привело к росту прометеевского типа и к «великому расхождению» в уровне жизни между Западом и остальным миром. Но то, что эти две революции оказались исторически сцеплены друг с другом, вовсе не было необходимостью. Япония, а также во все большей степени Индия и Китай являют собой примеры цивилизаций, не отказавшихся от своих коммуналистских космологических представлений ради западных, которые основаны на индивидуализме (и его последующих мутациях), но принявших материальные представления Запада путем заимствования правовой и институциональной инфраструктуры, порожденной правовой революцией папы Григория VII, и сделано это было во имя культивирования капитализма. Эти страны показали, что модернизация возможна без вестернизации, что можно принять капитализм, не теряя собственной души.

Западные космологические представления даже в своей модифицированной индивидуалистической форме по-прежнему опираются на христианство. Я уже показал, что идеи из сочинения св. Августина «О граде Божьем», повествующем об Эдемском саде, первородном грехе и Судном дне, прочно укрепились в западном сознании и до сих пор занимают ключевое место в космологических представлениях Запада. Впоследствии они были так или иначе воспроизведены в различных светских версиях христианства, в том числе в философии Просвещения, марксизме, фрейдизме и экологическом фундаментализме[90].

В этом контексте стоит остановиться на важном различии между космологическими представлениями христианского Запада и других великих аграрных цивилизаций Евразии. У христианства есть ряд характеристик, которые объединяют его с родственной семитской религией — исламом (а отчасти и с предтечей самого христианства — иудаизмом), но которых не найдешь ни в одной из других великих евразийских конфессий. Во-первых, это универсализм. Ни иудаистская, ни индуистская, ни китайская цивилизация в религиозном плане не претендует на общечеловеческий характер. Иуда- истскую, индуистскую или китайскую религию вы не выбираете — вы рождаетесь в этой вере. Во-вторых, это означает, что в отличие от христианства и ислама эти религии не предусматривают прозелитизма. В-третьих, лишь семитским монотеистическим религиям присущ эгалитаризм. Практически все остальные евразийские конфессии предусматривают иерархическое социальное устройство. На равенстве человеческих душ в Евразии основаны только семитские религии. Дюмон справедливо подчеркивает, что результатом этих различий становится расхождение между обществами homo aequalis*, верящими в то, что все люди рождаются равными (как и провозглашали philosophes**, а также американская Декларация независимости), и обществами homo hierarchicus***, не верящими ни во что подобное (Dumont 1970).

Ни индивидуализм, возникший в результате изменения западных космологических представлений[91], ни равенство, вытекаю-

Человек равный (лат.).

Французские философы-просветители XVIII века.

Человек иерархический (лат.).

щее из космологических корней христианства, не являются частью «привычек души» великих евразийских цивилизаций Индии и Китая[92]. Ислам, однако, не стал менять коммуналистский компонент своих космологических представлений и не принял индивидуализма со всеми его последствиями в сфере семейных отношений, хотя, в отличие от китайской и индуистской культур, разделяет со своим семитским кузеном веру в равенство. Таким образом, не существует универсальных «привычек души». Вбивать свои «привычки души» в глотки других цивилизаций во имя универсализма равносильно тому же самому джихаду, и неважно, идет ли речь об универсальности христианских или мусульманских космологических представлений (ценностей и морали).

<< | >>
Источник: Лал Д.. Похвала империи: Глобализация и порядок М.: Новое издательство,2010. — 364 с.. 2010

Еще по теме Мораль и капитализм:

  1. Развитие капитализма в России I.Дикий и «цивилизованный» капитализм
  2. Часть III I Мораль
  3. Вмененная социальная мораль
  4. Корпоративная мораль: М. Вебер и организованная преступность
  5. 8.2. Философия многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры; мораль и право; Западу Восток^ Россия в диалоге культур
  6. 4. КАПИТАЛИЗМ НА ПУТИ В XXI ВЕК
  7. Критика капитализма
  8. 4.1. Государственно-монополистический образ современного капитализма
  9. Законы движения капитализма
  10. Куда идет капитализм
  11. Классический капитализм
  12. § 1. Понятие и предпосылки капитализма
  13. 5. I. 2. Мелкобуржуазная критика капитализма
  14. Экономические основы капитализма.
  15. Теоретический анализ общего кризиса капитализма
  16. 6.3. «Переселенческий» капитализм. США
  17. Вопросы методологии и общей теории политэкономии капитализма
  18. Капитализм с человеческим лицом
- Информатика для экономистов - Антимонопольное право - Бухгалтерский учет и контроль - Бюджетна система України - Бюджетная система России - ВЭД РФ - Господарче право України - Государственное регулирование экономики в России - Державне регулювання економіки в Україні - ЗЕД України - Инновации - Институциональная экономика - История экономических учений - Коммерческая деятельность предприятия - Контроль и ревизия в России - Контроль і ревізія в Україні - Кризисная экономика - Лизинг - Логистика - Математические методы в экономике - Микроэкономика - Мировая экономика - Муніципальне та державне управління в Україні - Налоговое право - Организация производства - Основы экономики - Политическая экономия - Региональная и национальная экономика - Страховое дело - Теория управления экономическими системами - Управление инновациями - Философия экономики - Ценообразование - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика отрасли - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая безопасность - Экономическая география - Экономическая демография - Экономическая статистика - Экономическая теория и история - Экономический анализ -