<<
>>

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

И.Ю. Романова, В.Л. Пархоменко

Оценка эффективности использования информационных систем в управлении предприятиями - одна из важнейших теоретических проблем, востребованных практикой.

Действительно, очень часто возникает вопрос: «Насколько необходимо использование той или иной информационной системы?» Дело в том, что внедрение новых информационных систем - весьма дорогое мероприятие, которое требует не только дорогостоящих программных средств, но и значительных затрат на оборудование, вовлечение нового технического персонала и больших затрат на переобучение всего персонала фирмы или организации.

Нередко неудачное применение той или иной информационной системы приводит лишь к увеличению текущих и капитальных затрат и не приносит сколько-нибудь значимого эффекта. Поэтому во всех случаях необходима предварительная, текущая и заключительная оценка эффективности применения информационных систем.

Как известно, эффективность - это отношение результата к затратам. В связи с этим любая оценка эффективности - это оценка соотношения соответствующих результатов и затрат. Не во всех случаях такая оценка возможна. Во-первых, не всегда можно точно и однозначно определить, какого вида результат получен в процессе внедрения и применения той или иной информационной системы. Не всегда этот результат можно отнести именно на ее счет, поэтому в ряде случаев оценка эффективности бывает в некотором смысле избыточной.

Традиционные методы оценки эффективности информационных систем в основном показывают экономический эффект (в виде ряда экономических показателей работы предприятия в целом) по отношению к общим затратам на внедрение системы.

Новые условия функционирования предприятий заставляют их по-новому оценивать эффективность своей деятельности. Наряду с финансовыми показателями необходимо оценивать эффективность использования нематериальных активов предприятия.

Не все нематериальные активы можно оценить финансовыми показателями, поэтому новые способы оценки в ряде случаев имеют качественный характер.

В то же время можно говорить и о стратегических оценках эффективности. Дело в том, что в российских условиях, когда далеко не все предприятия достаточно широко используют современные информационные технологии управления, их постановка и внедрение может обеспечить устойчивые конкурентные преимущества в виде уникальных услуг, предоставляемых клиенту.

Если говорить о зарубежном опыте, то там стремятся постоянно оценивать экономический эффект от внедрения информационных систем. При этом могут использоваться различные показатели экономической эффективности, основным среди которых является показатель ROI (return on investment - возврат от инвестиций). Однако результаты многих исследований показывают, что в большинстве случаев явной связи между размером инвестиций в информационные технологии управления предприятиями и их прибыльностью не существует.

Если говорить о российском опыте, то, как правило, заказчиков интересует не количественная, а качественная оценка эффективности внедрения ERP-системы. Как свидетельствует опыт крупных компаний, использование автоматизированных систем управления позволяет существенно улучшить и оптимизировать бизнес-процессы на предприятии, стандартизировать нормативно-справочную информацию, упорядочить информационные массивы.

Работы по количественной оценке эффективности внедрения информационной системы - чрезвычайно трудоемкий и дорогой процесс, платить за который российские предприятия-заказчики не всегда готовы, что косвенно свидетельствует об отсутствии у них должного интереса к этому вопросу.

Применение новых информационных технологий заставляет по-новому осуществлять интегральную оценку эффективности деятельности предприятий. Дело в том, что в условиях, когда информационная часть бизнеса компаний выходит на первый план, традиционные подходы к оценке их эффективности перестают давать результаты.

В современных условиях необходимо оценивать не только традиционные материально-вещественные и финансовые показатели, но и новые показатели, относящиеся к нематериальным активам предприятий.

Сегодня менеджеры предприятий применяют более прогрессивные инструменты, не ограничиваясь использованием только традиционных моделей. В процессе принятия решений руководители и собственники испытывают все большую потребность в информации не только финансового характера. В условиях быстроразвивающихся рынков и острейшей конкуренции нефинансовая информация, базирующаяся на оценке нематериальных активов предприятия, играет все большую роль.

Наряду с получением прибыли и повышением капитализации предприятий первостепенное значение приобретают цели завоевания рынка и достижения конкурентных преимуществ. Лояльность клиентов, способность предприятия обеспечить их удержание, прогрессивность технологии и отлаженность бизнес-процессов, мощный и высококвалифицированный кадровый состав - факторы, которые имеют огромное значение и оказывают влияние на стоимость компании в будущем.

Одной из первых компаний, осуществивших новый подход к оценке собственной эффективности, была компания Scandia. Начиная с 1996 г., в своем годовом отчете она представляет собственный интеллектуальный капитал, который, по ее интерпретации, состоит из человеческого, организационного и потребительского (клиентского) капитала. При этом организационный и потребительский капитал в их классификации объединяется в один вид, который носит название структурного капитала. Величина интеллектуального капитала в компании определяется как разница между рыночной оценкой стоимости компании и стоимостью ее физических активов.

Человеческий капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.

Организационный капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом.

Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспе-

чение, оргструктура, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал - это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отражает то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.

Потребительский или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в западной экономической литературе, а также в практике деятельности многих фирм Запада и Востока применяется коэффициент Тобина. Отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов) носит название коэффициента Тобина (по фамилии американского экономиста, впервые исследовавшего данное соотношение). Рыночная цена компании может быть определена на основе данных о капитализации фирмы, которые базируются на оценках фондового рынка. Однако наиболее достоверно она проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией.

Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Для наукоемких фирм этот коэффициент еще больше. Для отдельных компаний, действующих в сфере производства программного обеспечения и интернет-технологий, коэффициент Тобина может достигать нескольких сотен. Это означает, что в данных компаниях материальный капитал практически не принимает участия в создании стоимости, главный производственный фактор в них - интеллектуальный капитал. В среднем коэффициент Тобина в течение 1960 - 1970 гг.

изменялся мало, колеблясь между величинами

1 и 2. Начиная с начала 1980 годов, наблюдается резкий рост этого коэффициента, который к началу XXI столетия достиг величины 6 - 7. При этом у высокотехнологичных и других наукоемких компаний его средняя величина превысила 15 - 20.

Динамика коэффициента Тобина и его прирост по отношению к затратам на развитие той или иной информационной технологии в компании может быть реальным показателем эффективности деятельности компании и эффективности реализации той или иной информационной технологии.

Для торговых компаний коэффициент Тобина может принимать большие значения, иногда достигая величины 10 - 20. Это получается в том случае, если торговая компания, не обладая значительными собственными активами, имеет высокую прибыль и хорошие перспективы развития на основе устойчивых и прочных связей со своими клиентами.

В настоящее время в России сложно объективно определить истинную стоимость фирмы, так как очень сильно развит «черный рынок» и слабо рынок ценных бумаг. По этой же причине некорректны многие рейтинги, и невозможно точно определить объективную стоимость интеллектуального капитала. С определенной степенью вероятности можно судить о коэффициенте Тобина только по экспертным оценкам банков при обращении к ним за кредитом, а также о росте коэффициента по увеличению кредитной линии. В то же время в отечественной практике появляются первые примеры оценки компании в результате продажи пакета акций. Так, например, в 2003 г. инвестиционный фонд Templeton приобрел 7 % акций сети розничных магазинов «Перекресток». При этом в целом компания, чей оборот достиг 333 млн. долл., была оценена в 240 млн. долл. Перспективы развития данной розничной сети таковы, что к 2006 г. она планирует довести годовой оборот до 900 млн. долл. и выйти на зарубежный фондовый рынок. В 2003 г. сеть насчитывала 46 магазинов. Если предположить, что в среднем материальные активы составляют сумму порядка 1 млн. долл., то коэффициент Тобина в данном случае составит менее 5, что соответствует западным аналогам.

Традиционные методы экономических оценок (в том числе оценок экономической эффективности) и измерений, базирующиеся на принципах бухгалтерского учета, в настоящее время стали неадекватными.

Дело в том, что эти подходы были разработаны еще тогда, когда о постиндустриальных тенденциях никто и не помышлял. Современные тенденции развития требуют новых подходов и соответствующих методов измерения экономических факторов производства. Старые методы экономической оценки вступают в противоречие с современной практикой. Например, традиционная бухгалтерская практика трактует торговую марку как нематериальный актив, который (по аналогии с материальным активом) в процессе использования теряет свою стоимость и переносит ее частями на производимый продукт. В связи с этим нематериальные активы учитываются по тем же правилам, что и материальные, к ним применяются нормы амортизации и производится их списание.

В то же время торговая марка или брэнд в процессе их эксплуатации не только не теряют своей стоимости, но, наоборот, часто ее наращивают. Нередко такие элементы интеллектуального капитала, как патенты, лицензии учитываются в бухгалтерских документах не в соответствии с их реальной стоимостью, а лишь в соответствии с затратами на их регистрацию. Не соответствует реальному положению вещей и разделение затрат на инвестиции и текущие затраты. Так, например, затраты на тренинги, обучение персонала, рекламную кампанию чаще всего интерпретируются как текущие затраты, в то время как они все в большей мере приобретают природу долгосрочных инвестиций. Многие элементы совокупного капитала организаций вообще не находят отражения в бухгалтерских балансах, в том числе такие составляющие, как связи с потребителями, квалификация персонала, базы знаний, сетевые методы работы.

Таким образом, эффективность деятельности той или иной организации можно оценивать не только с помощью финансовых показателей. Нефинансовые оценки производятся в целях анализа конкурентоспособности организации, а также факторов этой конкурентоспособности. Они могут использоваться внешними и внутренними потребителями (начиная от персонала, и кончая инвесторами, акционерами). Эти оценки учитываются при определении стратегии, долгосрочных трендов в развитии организации.

<< | >>
Источник: В.В. Быковский.. Актуальные проблемы российского менеджмента: Сб. науч. тр. / Под общей ред. канд. экон. наук, профессора В.В. Быковского. Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов,2005. Вып. 2. 312 с. 2005

Еще по теме СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ:

  1. Методические подходы к оценке эффективности «управления по результатам» в публичном управлении
  2. Развитие информационных технологий и эволюция подходов к построению информационной инфраструктуры управления организаций
  3. ГЛАВА 3 Структурная и функциональная организация взаимодействия в национальной платежной системе России на современном этапе и оценка ее эффективности
  4. 13.2. Информационное обеспечение имущественного подхода к оценке предприятий
  5. 4.3 Оценка эффективности инвестиций в информационную безопасность
  6. § 3. Интегративный подход к управлению качеством и эффективностью
  7. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в социальную сферу
  8. Система управления корпоративными информационными ресурсами при модернизации производственных систем
  9. Комплексный подход при оценке эффективности рекламной деятельности субъектов предпринимательства в сети Интернет
  10. Современные подходы в управлении ликвидностью банка
  11. Апробация инструментария развития информационной инфра­структуры управления организаций с применением ИТ-аутсорсинга и проектного подхода
  12. 3. Виды и принципы построения современных информационных систем
  13. 22.7. Информационное обеспечение системы управления
  14. Оценка и совершенствование публичного управления на основе программно-целевого подхода
  15. Информационная система управления денежными потоками