<<
>>

Снежинка и лавина

Лавина - это близкая аналогия финансового краха. На самом деле это больше чем аналогия, потому что си­стемный анализ снежной лавины идентичен анализу то­го, как крах одного банка вызывает каскад банкротств других.

Лавина начинается со снежинки, которая нарушает покой других, и, по мере наращивания темпа, процесс вылетает из-под контроля. Снежинка похожа на банкрот­ство единичного банка, за которым следует возрастаю­щая паника, заканчивающаяся тем, что финансисты теря­ют работу и вынуждены освобождать помещения разру­шенных фирм Уолл-стрит, неся свои фото в рамочках и кружки для кофе. Как снежная лавина, так и банковская паника - это примеры сложных систем, испытывающих то, что физики называют фазовым переходом: быстрая, непредсказуемая трансформация из стабильного состоя­ния в дезинтеграцию, в конечном итоге приход в состоя­ние покоя в новом состоянии, совершенно не сходном с отправной точкой. Динамика одна и та же, как и рекур­сивные математические функции, используемые для мо­делирования обоих процессов. Важно, что отношение между частотой и степенью тяжести событий как функция от масштаба системы, называемое распределе­нием степеней\ также одинаково.

При оценивании риска финансового краха необходи­мо не только представить себе лавину, но и изучить ее. Теория сложных вычислений, впервые выдвинутая в на­чале 1960-х, нова в истории науки, но она предлагает по­разительное проникновение в поведение сложных си­стем. Многие аналитики используют слова «сложно­составной» и «сложный» как равноправные, но это не­

точность. Сложносоставной механизм, такой как часы на площади Святого Марка в Венеции, может иметь много движущихся частей, но его без труда можно собрать и разобрать. Детали не адаптируются друг к другу, а сами часы не могут внезапно превратиться в воробья и упорх­нуть. Напротив, сложные системы иногда действительно трансформируются и улетают, или скатываются вниз с горы, или разрушают страны.

Сложные системы включа­ют движущиеся части, называющиеся автономными аген­тами, но эти агенты не просто двигаются. Они различны, взаимосвязаны, взаимодействуют и адаптируются. Их разнообразие и взаимосвязанность до некоторой степени поддаются моделированию, но взаимодействие и адап­тация быстро ветвятся на кажущуюся бесконечность ито­говых результатов, которые можно смоделировать теоре­тически, но не на практике. Иначе говоря, можно знать, что плохие вещи могут случиться, но никогда нельзя знать точно когда.

Разнообразные часы и моторы - это примеры несво­бодных систем, которые являются сложносоставными, но не сложными. Напротив, сложные системы встречаются повсюду, например землетрясения, ураганы, торнадо - и фондовые рынки. Каждый человек - это сложная систе­ма. Миллиард людей, вовлеченных в торговлю акциями, облигациями и деривативами, образует чрезвычайно сложную систему, которая представляет непреодолимую трудность для постижения, не говоря про вычисление. Эта трудность задачи вычисления не означает, что поли­тики и специалисты по управлению рисками должны опу­стить руки или использовать воображаемые модели напо­добие «экономической стоимости риска». Управление рисками возможно при правильном сочетании инструмен­

тов сложных вычислений и еще одной необходимой ве­щи: смирении относительно возможностей познания.

Вспомните лавину. Альпинисты и лыжники, находя­щиеся в группе риска, никогда не могут знать, когда ла­вина начнет движение или которая из снежинок его вы­зовет. Но они точно знают, что определенные условия более опасны, чем другие, и что возможно принять меры предосторожности. Тщательно изучается влажность или сухость снега, как и температура воздуха и скорость вет­ра. Что более важно, альпинисты изучают размер снеж­ного покрова, то, что физики называют масштабом систе­мы. Те, кто находится в опасности, знают, что большой снежный покров может вызвать не просто большой сход, а лавину, сильнее экспоненциально, в геометрической прогрессии.

Разумные приспособления включают распо­ложение селений в стороне от глубоких ущелий, катание на лыжах вне путей скольжения лавины и восхождение по линиям горного хребта поверх снега. Альпинисты мо­гут также уменьшить масштаб системы снежного покрова с помощью динамита. Нельзя предсказать лавины, но можно постараться оказаться в безопасности.

На фондовых рынках регуляторы слишком часто не оказываются в безопасности, а скорее увеличивают опас­ность. Разрешать банкам накапливать пакеты деривати­вов - это все равно что игнорировать накопление снеж­ной массы. Позволить 1 Р. Morgan расти - это все равно что строить селение на пути схода лавины. Использовать экономическую стоимость риска для измерения опасно­сти дня рынка - это все равно что строить горнолыжный подъемник на нестабильный снежный покров с бесплат­ными билетами для всех. Современная политика финан­сового регулирования сбилась с курса, потому что моде­ли управления рисками дефектны. Еще более беспокоит

тот факт, что руководство Уолл-стрит знает об их де­фектности, но все равно их использует, потому что эти модели допускают более высокую долю заемных средств, более высокую выгоду и более крупные бонусы. Регуля­торы подозревают то же самое, но тянут время, часто в надежде получить работу в банках, которые они регули­руют. Говоря метафорически, поместья банкиров нахо­дятся высоко на горном хребте, вдали от селения, тогда как его обитатели, рядовые американцы и жители всего мира находятся на пути опасности.

Финансовые лавины подстрекаемы жадностью, но жадность - это не исчерпывающее объяснение. Парази­тическое поведение банкиров, еще один фазовый пере­ход, в полной мере типично для общества, приближаю­щегося к краху. Благосостояние больше не создается, оно изымается у других. Паразитическое поведение не огра­ничивается банкирами, оно также поражает высших пра­вительственных чиновников, глав корпораций и социаль­ный слой элиты.

Ключ к сохранению благосостояния - это понимать процесс и искать убежище от лавины. Инвесторы не бес­помощны перед лицом этого упадка.

<< | >>
Источник: Джеймс Рикардс. Смерть денег. Крах доллара и агония мировой финансовой системы. 2015

Еще по теме Снежинка и лавина:

  1. Обобщение признаков устойчивой динамики стохастических параметров в макроэкономических системах
  2. Страхование имущества физических лиц
  3. 1.2. Страховое событие. Объекты страхования
  4. «Великая депрессия начнется в 2011 году» (Куда приведет нас кризис)
  5. Глобальная экологическая проблема
  6. Когда?
  7. Банкиры
  8. В поисках разгадки
  9. Кризисы 1987 и 1994 года
  10. США
  11. Глава 8. Свистунья и виджиланти