<<
>>

В качестве дополнения: порядочность

Важная поправка к праву и справедливости исхо­дит от Аристотеля: порядочность (epieikeia: Никома- хова этика, V 14; лат. aequitas; англ. equity). Поправ­ка может предлагаться, например, в качестве «улуч­шения».

Не слишком тщательное законодательство нуждается во внесении изменений. Но порядочность имеет дело с поправкой иного типа — при конкрет­ном применении. Поскольку законы являются общи­ми правилами, они не могут подходить для любого случая. В таких случаях порядочность избавляет как от мелочной, так и от беспощадной педантичности, не позволяя извратить высшее право в высшую неспра­ведливость: «summum ius summa iniuria». Впрочем, дошедшая через Цицерона римская поговорка {De officiis, I 10, 33) играет с многозначностью. В первой части имеется в виду ставшее законом позитивное право, а во второй — морально-правовая несправед­ливость. И подобные случаи возможны: иногда при­менение позитивного права приводит к морально­правовой несправедливости. Против этого и направ­лена порядочность.

Порядочный человек готов уступить даже там, где закон выступает на его стороне. О подобном отказе Кант верно сказал, что к нему нельзя принудить («Учение о праве», «Приложение к введению в уче­ние о праве»). Если, например, договор не предусма­тривает компенсации инфляции, то при высоком уровне инфляции отсутствует какая-либо позитив­но-правовая обязанность компенсации. Аристотель соглашается с этим, ибо он ясно ограничивает судью законом и позволяет лишь специальной, независи­мой от судейской должности инстанции, третейско­му судье, принимать во внимание порядочность.

Аристотель вполне обоснованно вводит справед­ливость и порядочность как две добродетели и все же не рассматривает их в качестве различных способов поведения. Ведь ситуации, требующие поступать по­рядочно, являются в некоторой степени испытанием, при котором можно проверить свою личную справед­ливость.

Направленная против бездумного, механиче­ского применения, порядочность бросает вызов спо­собности суждения. Так как правила в целом влияют на справедливость в отдельных случаях, то может воз­никнуть желание совсем отказаться от них и целиком положиться на человеческую способность суждения. Однако законы лучше в том смысле, что они абсолют­но свободны от пристрастий. Человек же, напротив, может лучше оценить отдельный случай. В этом рас­крывается та двойная — не свободная от напряжения — задача, которая сохраняется разговорном языке в соединении «права и справедливости» («recht und bil- lig») и «всех справедливо и честно мыслящих» («alien billig und gerecht Denkenden»). С одной стороны, пра­во нуждается в общих нормах, поскольку оно ответст­венно за равенство. С другой с тороны, оно должно по достоинству оценивать конкретный случай с его непо­вторимыми особенностями, что иногда требует откло­нения от буквы действующего права. Но тем самым вовсе не отвергается идея справедливости, напротив, она должна учитываться и там, где имеются столь не­обычные обстоятельства, что законодатель не преду­смотрел их. Порядочность, включая порядочность процедуры, означает поправку, выдвигаемую спра­ведливостью для особых случаев.

3.

<< | >>
Источник: Хёффе Отфрид. Справедливость: Философское введение / Пер. с нем. О. В. Кильдюшова под ред. Т. А. Дмитриева. — М.,2007. — 192 с.. 2007

Еще по теме В качестве дополнения: порядочность:

  1. Методические вопросы управления затратами на обеспечение качества продукции в системе менеджмента качества
  2. Категории качества ссуды в зависимости от финансового положения заемщика и качества обслуживания долга
  3. 65. Качество продукции: сущность, измерители и факторы, влияющие на качество.
  4. Вопрос 3.8. Понятие качества. Показатели качества.
  5. Тема 3. Статистика качества продукции, качества работы промышленных предприятий
  6. Изменение, дополнение и расторжение договора
  7. Дополнение
  8. Дополнение к выступлению
  9. 6.6. Дополнение. Выпуклые игры
  10. 1.11. Дополнение. Решение биматричных игр 2x2
  11. 6.5. Дополнение. Существование и единственность вектора Шепли
  12. Адресат математических «посланий» Маркса и дополнения к рукописи «О дифференциале»
  13. В.Г. Князев, В.А. Слепов. Финансы: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное., 2012
  14. Усиление аналитических и прогностических функций финансового управления дополнением его инструментария