<<
>>

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА

Критический анализ рабочей модели экономического человека сегодня ведется как в современной экономической теории, так и в смежных дисциплинах (социологии (в том числе экономической социологии), экономической психологии, философии экономики).

В качестве объекта критики можно выделить следующие осно­вополагающие черты модели экономического человека:

• принцип методологического индивидуализма и его применение к объяснению социальных явлений;

• принцип оптимизации (максимизации полезности);

• равновесная модель экономики;

• теория экономического выбора как результата человеческой деятельности;

• отсутствие качественного психологического анализа человече­ского поведения;

• установка на принципиальную рациональность экономического агента;

261

• экономический империализм и игнорирование неэкономиче­ских мотивов человеческого поведения.

Критика модели человека внутри экономической теории пред­

ставлена рядом концепций, школ и направлений, которые принято называть гетеродоксией (в отношении к ортодоксии — экономиче­скому mainstream в лице неоклассической экономики), или альтер­нативными направлениями экономической теории.

Перечислим общие отличия альтернативного подхода от нео­классического.

1. Для неоклассического подхода характерна большая операци- ональность и универсальность в ущерб реалистичности, а для ге- теродоксальных теорий — большая конкретность (реалистичность) модели, основанная на понимании человеческой природы как несовершенной, а экономической системы — как неравновесной. К таким теориям относятся: неоавстрийская школа (Ф. Хайек, Л. Мизес, И. Кирцнер), традиционный институционализм (Т. Ве­блен, К. Боулдинг, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Дж. Коммонс).

2. Различия касаются процесса и результата выбора. В нео­классике альтернативы уже заданы. В альтернативных моделях объ­ектом анализа становится процесс выявления альтернатив и, со­ответственно, процесс принятия решения.

Таким образом, выбор трактуется здесь не как результат, а как процесс «практической познавательной деятельности» [1, с. 168] человека. Здесь можно упомянуть неоинституционализм (Д. Норт, Р. Коуз, Дж. Уоллис, А. Алчиан, В. Вайнгаст, Э. Фуруботн, Р. Познер).

3. В альтернативных теориях, например в новой институцио­нальной экономической теории (О. Уильямсон), а также в ради­кальном субъективизме, или теории экономического воображения

(Дж. Шэкл, австрийская школа — Л. Лахман, Дж. О'Дрисколл, М. Рицца), прослеживается больший психологизм в объяснении поведения человека, т.е. акцент на анализе психологических осо­бенностей, определяющих деятельность человека (в противопо­ложность ситуационному подходу, ставящему поведение человека в зависимость от внешних условий, ситуации).

4. В альтернативных теориях не предполагается возможность полного преодоления неопределенности. Более того, выделяют ее различные типы. Спорят о том, что считается «истинной неопреде­ленностью» [1, с. 168]. К этому пункту мы относим поведенческую экономику (Г. Саймон, К. Левин, Р. Хайнер, Р. Зельтен).

5. Иное понимание в рамках альтернативных теорий сопря­жено со способностью человека обрабатывать информацию для принятия гарантированно лучшего решения. Эта проблематика

262

разрабатывается в рамках концепции переменной рациональности (акцент — на процедуре сбора и анализа информации) — Х. Лей- бенстайн, П.-Л. Рейно, в экономике соглашений (новый фран­цузский институционализм) — Л. Тевено, Л. Болтянски, О. Фаворо,

Ф. Эмар-Дюверне, а также в эволюционной экономической теории

(С. Уинтер, Р. Нельсон).

6. В альтернативных теориях функция полезности трансфор­мируется, в ней появляются дополнительные факторы, происходит усложнение цели.

7. В неоклассике вопросы методологии оказываются за рам­ками рассмотрения, в то время как в альтернативных теориях им отводится значительное место. Акцент на методологическом анализе модели человека в экономике позволяет формулировать данную модель более конкретно и продуманно, что осуществляется, в частности, в теории социального выбора (А.

Сен, Ю. Эльстер, Дж. Ремер).

8. Для альтернативных экономических теорий характерно при­нятие во внимание неэкономических мотивов человеческого пове­дения, например в рамках посткейнсианства (Р. Кауэр, П. Девидсон,

А. Дейонхуфвуд, Х. Мински, Дж. Робинсон, С. Вайнтрауб, Н. Калдор, А. Айхнер).

Выводы

1. Антропологическая проблематика актуальна для экономи­ческой науки постольку, поскольку человек является не только субъектом, но и объектом экономического познания. Именно по­этому любая претендующая на универсальность экономическая теория должна также сформулировать свой взгляд на экономиче­ского человека.

2. Представление о человеке в экономической теории является комплексом теоретико-методологических подходов, рассматрива­ющих человека и как объект изучения экономической науки, и как модель экономического человека — инструмент для анализа эко­номической действительности на микро- и макроуровне. В этом смысле представления о человеке в экономической теории необхо­димо изучать как с точки зрения их философско-методологических оснований, так и в контексте междисциплинарных связей эконо­мики.

3. Модель экономического человека в результате своего раз­вития в экономической мысли может быть представлена, с одной стороны, как рабочая модель экономического человека (использу­ется в неоклассике), а с другой — как комплекс альтернативных, отличающихся от ортодоксальной, моделей человека.

263

4. Сегодня критика рабочей модели человека и разработка новых подходов к представлению о человеке в экономической теории идут не только внутри самой экономической науки, но и в пространстве междисциплинарных взаимодействий. Так, представляется естественной и необходимой разработка модели человека на стыке экономики, социологии, психологии и фило­софии.

Проблемный блок

1. Экономическая антропология как направление (школа) эко­номической мысли и как раздел экономической науки.

2. Научный статус модели человека.

3. REMM - универсальная формула модели экономического человека.

4. Homo economicus - монстр социальных наук?

5. Методологические предпосылки гибридной модели эконо­мического человека.

6. Взаимодополняемость и противоречия между параметрами рабочей модели экономического человека.

7. Будущее рабочей модели человека.

8. Рациональность, ограниченная рациональность, нерацио­нальное поведение экономического человека.

9. Модель человека как инструмент экономического империа­лизма.

10. Связь модели человека с реальной экономической поли­тикой.

Приложение 15.1

Вернер Зомбарт «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека»: «Если говорить образно, то можно относиться к хозяйственной жизни как к организму и утверждать о нем, что он состоит из тела и души. Хозяйственное тело образуют не внешние формы, в которых функционирует хо­зяйственная жизнь: хозяйственные и технические формы, много­образные организации, в среде которых и с помощью которых осу­ществляется хозяйствование. Однако и внешние условия, при на­личии которых происходит хозяйственный процесс, можно также причислить к хозяйственному телу, которому именно и противо­полагается хозяйственный дух. Хозяйственный дух - это совокуп­ность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйство­вание. Это все проявления интеллекта, все черты характера, откры­вающиеся в хозяйственных стремлениях, но это также и все задачи,

264

все суждения о ценности, которыми определяется и управляется

поведение хозяйствующего человека» [4, с. 5—6].

«Кажется почти шуткой, когда в истории духа современного эко­номического человека в качестве одного из источников, которым питался капиталистический дух, указывают философию. И все же она, без сомнения, принимала участие в построении этого духа, хотя, конечно... учения, воздействовавшие на души капиталисти­ческих предпринимателей, и были неудавшимися детьми великой матери. Это “философия здравого человеческого смысла” и утили­таризм во всех его оттенках» [4, с. 167—168].

Вклад Е.Е. Слуцкого в теорию экономического поведения чело­века.

Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880—1948) признан мировым экономическим сообществом (в том числе представителями со­временного экономического mainstream) одним из основателей стандартной теории потребительского выбора. В частности, он анализировал (с использованием математических методов) меха­низм влияния изменения цены товара на потребительский выбор этого товара; для описания этого механизма ученый использовал сформулированные им эффекты замещения (изменение спроса на товар вследствие изменения цены одного из конкурирующих товаров) и дохода — «изменение спроса вследствие изменения по­купательной способности» [3]. В случае действия первого эффекта уровень полезности не меняется; когда имеет место второй эф­фект, потребитель изменяет свою функцию полезности [5, с. 1125]. Не менее интересными являются разработки Е.Е. Слуцкого в об­ласти формально-праксеологических[12] основ человеческого пове­дения. Человек (или потребитель) в терминах Е.Е. Слуцкого есть система, параметры которой отражают ее состояния. Последние определяются обстоятельствами двух видов — теми, что описы­вают область возможных состояний системы, или «область сво­боды» [14, с. 554], и теми, что однозначно определяют состояния системы. Каждое действительное проявление системы описывается понятием «оптимум свободы» [14, с. 554]; и пока система находится в оптимальном состоянии, она не будет стремиться его изменить (или будет бороться с возможным его изменением). Система осу­ществляет выбор, который зависит от действия направляющих сил самой системы, определяющих действительное состояние последней. Таким образом, поведение человека (и не только) Е.Е. Слуцкий описал в терминах чистой (абстрактной) экономи­ческой науки [14, с. 553], которую он считал сродни геометрии или формальной физике.

<< | >>
Источник: Л.А. Тутов. Философия и методология экономики : учеб. пособие / под ред. Л.А. Тутова. — М.,2017. — 386 с.. 2017

Еще по теме ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА:

  1. 1.6. Перспективы: новый ренессанс — homo sociabilis (человек за человека)
  2. 1. Человек и экономика. Различные модели рационального поведения экономического человека
  3. 2. Основные направления анализа поведения человека в различных экономических системах. Модели человека в экономической теории
  4. 1.2. Перспективы: новый ренессанс — возрождение природы и очеловечивание человека
  5. Модель человека в экономической науке
  6. 1. Модель экономического человека в ортодоксальном экономиксе
  7. «Провалы» модели экономического человека
  8. Другие критерии: междисциплинарность, институты, эволюция и открытые системы
  9. 15. Образ человека в экономической теории и модели его поведения.
  10. Главные направления модификации исходной модели человека
- Информатика для экономистов - Антимонопольное право - Бухгалтерский учет и контроль - Бюджетна система України - Бюджетная система России - ВЭД РФ - Господарче право України - Государственное регулирование экономики в России - Державне регулювання економіки в Україні - ЗЕД України - Инновации - Институциональная экономика - История экономических учений - Коммерческая деятельность предприятия - Контроль и ревизия в России - Контроль і ревізія в Україні - Кризисная экономика - Лизинг - Логистика - Математические методы в экономике - Микроэкономика - Мировая экономика - Муніципальне та державне управління в Україні - Налоговое право - Организация производства - Основы экономики - Политическая экономия - Региональная и национальная экономика - Страховое дело - Теория управления экономическими системами - Управление инновациями - Философия экономики - Ценообразование - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика отрасли - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая безопасность - Экономическая география - Экономическая демография - Экономическая статистика - Экономическая теория и история - Экономический анализ -