Гпава 4 Реконструкция философской интерпретации Энгельсом вопросов естествознания в «Диалектике природы»
Иной по форме, содержанию и своим задачам была предпринятая Энгельсом попытка дать систематическое изложение философии природы ^. Изучение естествознания, последовавшее в связи с реализацией этого замысла, также существенно отличалось от того, как занимался этими вопросами Маркс.
Если перед Марксом стояли проблемы изучить природное (вещественное) содержание экономических (социальных) процессов, то Энгельса волновали вопросы философского обобщения современного ему уровня развития науки. Если Маркс тем не менее абстрагировался при этом от постоянной привязки своих занятий к экономическим исследованиям, далеко выходя за рамки необходимого минимума, то Энгельс практически всегда имел в виду свою исследовательскую задачу. Условно говоря, можно назвать занятия Маркса естествознанием индуктивными, когда он шел от эмпирического изучения конкретного материала к известным обобщениям. Напротив, занятия Энгельса протекали, на наш*) По данному вопросу имеется обширная библиография. Назовем лишь несколько исследований «Диалектики природы»: Багатурия Г. А. «Диалектика природы» // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 158-159; Дудель С. П. Логика противоречий и противоречие логики. — М.: Мысль, 1989; Кедров Б. М. Великий труд Энгельса // Вопросы философии. 1970. №11. С. 3-15; Кедров Б. М. Классификация наук. В 3-х кн. — М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1961. — Кн. 1; Кедров Б. М., Огурцов А. П. Марксистская концепция истории естествознания. XIX век. — М.: Наука, 1978; Машталер Г, А. «Диалектика природы» Фридриха Энгельса и современные проблемы биологии. — М.: Знание, 1970; Методологический анализ физического познания // АН Укр. ССР, Институт философии. — Киев: Наукова думка, 1985; Савкин П. С. О некоторых проблемах классификации наук в «Диалектике природы» Ф. Энгельса // Фридрих Энгельс и его время: К 170-летию со дня рождения.
— М.: Политиздат, 1990; Тетерина Н. Проблема естественного и искусственного в «Диалектике природы» Ф. Энгельса // Становление и структура сознания и познания. Межвузовский сборник научных трудов. — Иваново, 1983. — С. 148-157; Bruschlinski W. К. Zur Geschichte der Entstehung und Veroeffentlichung von Friedrich Engels’ «Dialektik der Natur» // Marx—Engels Jahrbuch. № 2 Berlin: Dietz, 1979. — S. 181-200; Dialektik der Natur, 1873-1882 // Die Dialektik und die Wissenschaften. — Koeln: Pahl-Regenstein, 1986. — S. 269-299; Dialektik der Natur, 1873-1882 // Die Dialektik und die Wissenschaften. — Koeln: Pahl-Regenstein, 1986. — S. 269-299; GrieseA., PawelzigG. Einfuehrung in Engels’ Schrift. «Dialektik der Natur». 2 verb, Auflage — Berlin: Dietz, 1988; Griese A. Naturwis- senschaft und Dialektik in der 2. Haelfte des 19. Jahrhunderts: Zur Entstehung von Engels’ Schrift «Dialektik der Natur» 1873-1882 // Naturdiaiektik—Naturwissenschaft. — Frankfurt am Main, 1986. — S. 32-42; Lefevre W. Die wissenschaftshistorische Problemlage fuer Engels’ «Dialektik der Natur» // Hegel-Jahrbuch, 1989. — Giesen, 1989. — S. 455-464.взгляд, по дедуктивной схеме — от общего замысла работы и схемы того, как должна выглядеть философская концепция природы, к подбору соответствующего этой схеме эмпирического материала. Докажем это, исторически реконструируя философскую интерпретацию естествознания, данную Энгельсом в «Диалектике природы».
В 1885 г. в предисловии ко второму изданию «Анти-Дюринга» Энгельс следующим образом указывал на хронологические рамки занятий естествознанием и, кроме того, объяснял свой и Маркса подход к занятиям естественными науками: «Естественными науками мы могли заниматься только нерегулярно, урывками, спорадически. Поэтому, когда я, покинув коммерческое дело и переселившись в Лондон (работа Энгельса в торговой фирме прекратилась 1 июля 1869 г., а переезд в Лондон состоялся 20 сентября 1870 г. — И. А.), приобрел необходимый для этого досуг, то, насколько это для меня было возможно, подверг себя в области математики и естествознания процессу полного „линяния", как выражается Либих, и в течение восьми лет затратил на это большую часть своего времени» 2).
Тем не менее понимание роли естествознания в жизни общества присутствовало как в совместных с Марксом, так и в самостоятельных работах Энгельса практически на протяжении всего периода его творче ства начиная с 40-х гг. Так, в работе «Положение Англии. Восемнадцатый век» (февраль 1844 г.) Энгельс писал: «Восемнадцатый век собрал воедино результаты прошлой истории, которые до того выступали лишь разрозненно и в форме случайности, и показал их необходимость и внутреннее сцепление. Бесчисленные хаотичные данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинную связь; знание стало наукой, и науки приблизились к своему завершению, т. е. сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой — с практикой. До восемнадцатого века никакой науки не было; познание природы получило свою научную форму лишь в восемнадцатом веке или, в некоторых отраслях, несколькими годами раньше. Ньютон своим законом тяготения создал научную астрономию, разложением света — научную оптику, теоремой о биноме и теорией бесконечных — научную математику и познанием сил природы — научную механику. Физика точно так же приобрела свой научный характер в восемнадцатом веке; химия была еще только создана Блэком, Лаувазье и Пристли; география была поднята на уровень науки определением формы земли и многочисленными путешествиями, которые лишь теперь стали предприниматься с пользой для науки; точно так же естественная история была поднята на уровень науки Бюффоном и Линнеем; даже геология стала постепенно высвобождаться из пучин фантастических гипотез, в которых она тонула. Для восемнадцатого века характерна была идея энциклопедии; она покоилась на сознании, что все эти науки связаны между собой, но она не была еще в состоянии просто совершать переходы от одной науки к другой, а могла лишь ставить их рядом»[358]).
Ранее было показано, что, отталкиваясь от такого взгляда на науку, в работе над «Немецкой идеологией» Маркс и Энгельс констатировали ведущую роль науки в развитии производительных сил, прокламировали единство естественных и общественных наук.
Однако, если далее Маркс, развивая проблемы политической экономии, исследовал преимущественно наиболее общие вопросы связи естество- и обществознания, роль науки в обществе как производительной силы, то в творчестве Энгельса данная тема трактовалась поначалу в единственном аспекте — как роль естествознания в военном деле, лишь затем, в 70-80-е гг., естествознание привлекалось им в связи с работой над «Анти-Дюрингом» и «Диалектикой природы» и рассматривалось с философской, а точнее с диалектической, точки зрения, с позиций целостного, исторического взгляда на естествознание.В 1885 г. в предисловии ко второму изданию «Анти-Дюринга» Энгельс высказал важные соображения, касавшиеся его отношения к естествознанию, которые с полным правом могут быть учтены при критическом анализе «Диалектики природы»: «Сознание того, что я еще недостаточно овладел материалом (естествознания. — КА.) сделало меня осторожным; никому не удастся найти у меня действительных прегрешений против известных в то время фактов, а также и неправильностей в изложении принятых в то время теорий»[359]).
В самом деле неблагодарна задача пытаться обнаружить у Энгельса искажения современного ему уровня развития естествознания или искать у него те выводы, которые опровергло развитие конкретных наук. Энгельс сам предвидел такую возможность. «Но может статься, — писал он опять- таки в „Анти-Дюринге “, — что прогресс теоретического естествознания сделает мой труд, в большей его части или целиком, излишним»[360]). Кроме того, определяя принципы анализа «Диалектики природы», нельзя не экстраполировать на настоящее исследование мнение самого Энгельса о философии Гегеля: «Никоим образом не следует читать Гегеля так, как читал его г-н Барт, именно для того, чтобы открывать в нем паралогизмы и передержки, которые служили ему рычагами для построений. Это работа школьника. Гораздо важнее отыскать под неправильной формой и в искусственной связи верное и гениальное»[361]).
Давно стало понятно, что «Диалектика природы» не вневременное произведение, ее автором владели те же самые вопросы, которые ставили перед собой представители философской мысли второй половины XIX в.
— в частности, позитивисты, представители естественно-научного материализма, неокантианцы. Работа Энгельса — продукт своего времени и в смысле способа интерпретации результатов конкретных наук, и в самой постановке таких проблем, как соотношение естествознания и философии, законов природы и общества, роль человеческой практики в познании. Поэтому рассматривать «Диалектику природы» целесообразно в связи со всем ходом философского осмысления естествознания второй половины XIX в. наряду с аналогичными попытками представителей других школ. Как и они, Энгельс стремился к созданию такой философской системы, которая будет способствовать развитию самих наук. Но прогресс конкретных наук в значительной мере обусловлен внутренними их законами и, к сожалению (а может быть, к счастью), философские труды, даже самые гениальные, далеко не всегда оказывают влияние на данное развитие, тем более черновая рукопись, какой в значительной степени была «Диалектика природы». Мечта Энгельса о союзе диалектико-материалистического мировоззрения и естествознания была утопичной. Таковы самые общие вводные замечания, которые, как представляется, было необходимо сделать перед рассмотрением соотношения философии и естествознания в «Диалектике природы».
Еще по теме Гпава 4 Реконструкция философской интерпретации Энгельсом вопросов естествознания в «Диалектике природы»:
- Гпава З Реконструкция процесса познания на основе математических рукописей Маркса
- Формальнологические интерпретации гегелевской диалектики.
- Гпава 2 Принципы текстологического анализа рецептивного знания: источники, структура и основные понятия работ Маркса по естествознанию (70-80-е годы XIX века)
- Глава 1 Естествознание и генезис философских воззрений Маркса
- Антонова Ирина Константиновна. Марксизм вне политики. Источники, генезис и структура работ Маркса и Энгельса по естествознанию. — М.: Едиториал УРСС,2004. — 192 с., 2004
- 5.1.Концепции современного естествознания ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре
- 6.2. Философия роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии; человек во Вселенной; философская; религиозная и научная картина мира; природа человека и смысл его существования
- Основные принципы и вопросы постмодернизма как философского направления и как идеологии
- §4. Философия естествознания: попытка систематического изложения
- Вклад Ф.Энгельса в экономическую науку