<<
>>

§ 2. Философские принципы и параллельное накопление естественно-научного материала

Выше уже приводились слова Энгельса о том, что в 50-60-е гг. он и Маркс могли «заниматься естественными науками... нерегулярно, урывками, спорадически»[399]). Подтверждением этого может служить переписка Энгельса, где в тот период упоминания об изучении конкретных наук были весьма редкими.

Однако и они проливают свет на предмет его особого интереса.

Так, 29 января 1851 г. Энгельс сообщал, что в январе занимался физиологией[400]). В письмах 1852-1857 гг. отсутствовали свидетельства изучения литературы такого рода. Они возобновились лишь к середине 1858 г.: «Я занимаюсь теперь немного физиологией и собираюсь увязать с этим занятия сравнительной анатомией. В них много чрезвычайно важного с философской точки зрения, но все это открыто лишь недавно... Для физиологии решающее значение имели, во-первых, огромное развитие органической химии, во-вторых, микроскоп, который стал правильно использоваться только двадцать лет назад. Это последнее привело к еще более важным результатам, чем химия. Главный факт, революционизировавший всю физиологию и впервые сделавший возможной сравнительную физиологию, это — открытие клеток: в растении — Шлейденом, в животном — Шванном (около 1836 г.). Все есть клетка. Клетка есть гегелевское в-себе-бытие и в своем развитии проходит именно гегелевский процесс... Другой результат, который бы очень порадовал старика Гегеля, это в области физики соотношения сил...»[401]).

Из процитированного письма вытекает также, что уже в конце 50-х гг. основным критерием оценки открытий в естествознании для Энгельса служила гегелевская диалектика. Дальнейшие упоминания о занятиях естествознанием приходятся уже на 1863 г. Теперь речь шла о работе Лайеля «Геологические доказательства древности человека» и книге Гекели «О положении человека в ряду органических существ»: «Прочел новые вещи Лайеля и Гекели, обе очень хороши».

Говоря о геологических занятиях Энгельса, нельзя не упомянуть его конспект книги Джукса «Учебник геологии для студентов», относившийся к периоду с ноября 1869 по март 1870 гг. Но Энгельс занимался не только изучением геологической литературы. Сообщая Марксу о своей поездке в Бридлингтон Ки, Энгельс писал 12 августа 1868 г.: «Я был там с Муром... мы сделали очень интересные геологические наблюдения»[402]).

Таким образом, к 1873 г., т. е. к началу работы над «Диалектикой природы», Энгельс пришел с известными познаниями в области естественных наук, и основу этих познаний составляли вопросы клеточной теории, теории превращения энергии, проблемы новой атомистики[403]). Другим важным моментом было то, что с самого начала Энгельс подходил к изучению естествознания с определенными философскими критериями, которые базировались на гегелевской философии.

Работа над «Диалектикой природы» потребовала более углубленного изучения естественно-научной литературы. Источники, на которые при этом опирался Энгельс, условно можно разделить на три группы. Это статьи в научно-популярных журналах, и прежде всего в журнале «Nature», учебная и популярная литература, историко-научная и теоретическая литература. К последней группе источников можно отнести такие труды, о глубоком изучении которых свидетельствовали составленные на их основе конспекты. Данные работы и легли в основу статей для «Диалектики природы».

Между тем в рукописном наследии Энгельса насчитывается более 20 эксцерптных тетрадей, на основе которых можно изучать степень глубины исследований Энгельса в различных областях научного знания. 15 тетрадей посвящены истории Ирландии, Германии, Англии, истории философии и военного дела. Конспекты, так или иначе связанные с «Диалектикой природы», были сделаны всего из 6 книг. Подготовительные материалы к «Диалектике природы» составляли в общем две экспертные тетради[404]).

Одну из них занимал конспект книги Видемана «Гальванизм» (Брауншвейг, 1874), вторая содержала несколько конспектов, перечисленных в оглавлении тетради.

Как следовало из данного оглавления, эксцерптная тетрадь открывалась конспектом первого тома книги Томсона и Тейта «Трактат о натуральной философии», вышедшей в Оксфорде в 1867 г.52) Следует особо остановиться на авторах этой работы. Английский физик Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824-1907) был одним из основателей термодинамики и кинетической теории газов. В круг его интересов входили самые разнообразные области физики: атомистика, гидродинамика, астро- и геофизика. Под влиянием Джоуля он занялся фундаментальными проблемами теории теплоты, ему принадлежало открытие абсолютной шкалы температур. В 1851 г. Томсон выдвинул свою формулировку второго начала термодинамики. Именно он ввел в научный обиход понятие рассеяния энергии и высказал гипотезу о тепловой смерти Вселенной.

Питер Гатри Тэйт (1831-1901), английский физик и математик, был соавтором Томсона не только в написании «Трактата». Им принадлежит и «Руководство по теоретической физике», вторая часть первого тома которого также была в руках у Энгельса в процессе работы над «Диалектикой природы». Кроме того, Энгельс был знаком со статьей Тэйта «Сила», опубликованной в журнале «Nature» 21 сентября 1876 г.

«Трактат о натуральной философии» состоял из семи глав, посвященных проблемам кинематики и динамики. Конспектируя его, Энгельс делал прежде всего выписки, касавшиеся определений основных понятий. В первой главе «Кинематика» его внимание привлекала проблема физического смысла дифференциального исчисления. Он связал происхождение дифференциального исчисления с проблемой описания ускорения («происхождение дифференциального исчисления и приращение движения»). Кроме того, он дал графическое изображение ускорения и его математическую интерпретацию. При этом Энгельс столкнулся с необходимостью привлечения к анализу дифференциальных функций. Его интересовали различные виды движения: круговое, маятника, траектории движения планет, а также формы их математического описания.

Делая выписки из главы «Законы и принципы динамики», Энгельс занес в эксцерпт определение понятия материи, фигурировавшее в естествознании, а кроме того, понятия кинетической энергии, инерции, силы и способов ее определения, в частности, гравитационной силы.

Не осталось без внимания и математическое описание силы и работы.

Энгельс подробно законспектировал и страницы книги с изложением законов движения Ньютона и предыстории их открытия, останавливаясь при этом на введении так называемого принципа Д’Аламбера, на основных посылках энергетических теорий в физике. Интересно, что к проблеме приливного трения, освещенной в книге, а также изученной

Энгельсом, он возвращался при создании «Диалектики природы», еще раз делая подробные выписки.

Второй работой, законспектированной в этой тетради, была брошюра К. Фрааса «Климат и растительный мир во времени», вышедшая в 1847 г. В «Диалектике природы» она была упомянута без ссылки на автора в статье «Роль труда». На эту книгу внимание Энгельса обратил Маркс в письме от 25 марта 1868 г. Сохранился экземпляр этой книги из библиотек, принадлежавших Марксу и Энгельсу, с пометками и отчеркиваниями на полях, об авторстве которых нельзя судить однозначно. Однако характерно, что данные пометки совпадали с выписками из книги, сделанными Энгельсом.

Этот небольшой по объему конспект затрагивал такие проблемы, как связь теории Либиха о питании растений и аналогичных взглядов Аристотеля. Помимо этого, Энгельс выписал положения об антагонистическом характере процесса развития цивилизации, который, согласно его точке зрения, заключался, в частности, в ухудшении природных ресурсов Земли. Энгельса также заинтересовало заимствованное Фраасом из другого источника положение о том, что растительный мир развивался из одного первобытного растения, а также конкретные сведения о растениях.

Следующим произведением, законспектированным Энгельсом в данной тетради, была работа Г. Гельмгольца «О сохранении силы», относившаяся к раннему периоду творчества немецкого физика и вышедшая в свет в 1847 г.

Анализ работ Гельмгольца занимал видное место в «Диалектике природы». Кроме того, Энгельс был знаком не только с работой этого автора «О сохранении силы», но и с «Научно-популярными докладами.

Выпуск III» (1871 г.). Последняя работа была даже в личной библиотеке Энгельса. О ее тщательном изучении свидетельствуют многочисленные отчеркивания на полях и пометки, сделанные рукой Энгельса. Разностороннее творчество Гельмгольца интересовало Энгельса по преимуществу со следующих точек зрения. Это были, во-первых, теоретико-познавательные взгляды немецкого естествоиспытателя. Так, в наброске общего плана «Диалектики природы» стоит: «Границы познания. Дюбуа-Реймон и Негели. — Гельмгольц, Кант, Юм»53).

Кроме того, Энгельса занимала проблема единства социального и естественно-научного знания. В этой связи он намечал осветить такие вопросы, как применение политической экономии к естествознанию, а также понятие «работы» у Гельмгольца в его «Популярных докладах», Вып. II. И наконец, разбору подверглись взгляды Гельмгольца в связи с рассмотрением форм движения материи.

Следует напомнить, что Г. Гельмгольц (1821-1894) был одним из видных физиков XIX в. Оценивая его творчество, историки науки неизменно называют точное доказательство принципа сохранения энергии, откры-

того Р. Майером, работы в области оптики, акустики, термодинамики. Гельмгольц, не ограничиваясь проблемами естествознания, сформулировал теоретико-познавательные принципы, находясь на точке зрения индуктивизма[405]).

Как уже упоминалось, работа Гельмгольца «О сохранении силы» была опубликована в 1847 г. Это была, хотя и ранняя, но очень известная статья. О ее значении говорит телеграмма немецких физиков, посланная Гельмгольцу в 1886 г., где они писали о Гельмгольце как об «отце закона сохранения силы». Нацо иметь в виду, что во время создания этой работы понятие силы было многозначным. Под силой понимали как силу в современном значении движущей силы, так и величину потенциальной энергии (скрытая напряженная сила), а также энергию вообще. Проблемы, обсуждавшиеся Гельмгольцем, волновали физиков и раньше. Их исследованию уделяли внимание Ньютон, Майер, Ломоносов. Тем не менее это не обесценило вклад Гельмгольца в разработку данной проблемы.

Работа состояла из введения и шести глав. В конспекте, объемом 1/3 печатного листа Энгельс сделал подробные выписки из введения, первого раздела «Принцип сохранения живой силы», второго раздела «Принцип сохранения силы», третьего раздела «Приложения принципа в механических теориях», четвертого раздела «Механический эквивалент энергии магнетизма», опуская при этом шестой раздел «Эквивалент энергии магнетизма и электромагнетизма». Конспектируя введение, Энгельс познакомился с пониманием Гельмгольцем причинности. При этом Энгельс констатировал различие во взглядах Гельмгольца и Геккеля, имея в виду работу последнего «Естественная история творения» (Берлин, 1873). Данная проблема нашла свое отражение и в рукописи «Диалектики природы». Кроме того, Энгельс выписал замечания Гельмгольца о понятии материи, фиксируя количественный и качественный аспекты ее анализа.

Несомненный интерес представляли выписки Энгельса о приложимости принципа сохранения силы к волновым процессам. А именно, выписывая соответствующие положения Гельмгольца, Энгельс замечал, что целый ряд его выводов о поглощении волн, а также о тепловой энергии устарели. Объяснение данного заключения можно обнаружить в «Диалектике природы», где Энгельс писал: «Согласно новейшему воззрению... энергия является только другим выражением для отталкивания... Согласно более старому, гельмгольцевскому воззрению, сила является другим выражением... для притяжения... Гельмгольц настаивает на том, что в химии, как и в механике, сила заключается только в притяжении...»[406]). Таким образом, конспектируя Гельмгольца, Энгельс уже знал о более поздних работах по этой проблеме.

Завершал эту тетрадь конспект работы Д’Аламбера «Трактат о динамике». Напомним, что французский математик и философ Ж. JI. Д’Алам- бер (1717-1783) известен своей работой с Дидро над «Энциклопедией», где из-под его пера вышли статьи по математике и физике. В области математики ему принадлежала формулировка общих правил составления дифференциальных уравнений движения любых материальных систем, в физике — разработка задач о соотношении динамики и статики, а также работы в области астрономии и гидродинамики. Принцип Д’Аламбера, известный также и Энгельсу, является одним из основных принципов динамики.

«Трактат о динамике» состоял из двух частей: «I. Всеобщие законы движения и равновесия тел» и «И, Всеобщий принцип нахождения движения многих тел». В частности, в предисловии Энгельса интересовал вопрос о выводе законов динамики из простого движения. Можно предположить, что ему импонировала мысль французского физика о выводимости всех законов динамики из рассмотрения простого движения, иными словами, его редукционистская идея о том, что именно простое движение лежит в основе всех более сложных форм движения. Энгельс проследил вслед за Д’Аламбером ход дискуссии о выражении меры движения, в которой принимали участие Лейбниц, Бернулли, Маклорен.

Следующим вопросом, интересовавшим Энгельса, был вопрос о сопротивлении, которое встречает движущееся тело, а также понятие количества силы, количества движения. Энгельс подчеркивал высказывание Д’Аламбера о силе, как произведении массы на скорость. Переходя к изучению основных глав книги, Энгельс выписал из ее четвертой главы формулировку принципа сохранения живых сил. Работа Д’Аламбера была проанализирована и в «Диалектике природы» как сама по себе, так и в ходе изучения истории науки по одному из учебных пособий по физике.

К работе Энгельса над «Диалектикой природы» примыкает конспект второго издания работы немецкого физика Г. Видемана (1826-1899) «Учение о гальванизме и электромагнетизме». Работа вышла в двух томах. Первый том второго издания «Учение о гальванизме» увидел свет в 1872 г. в Брауншвейге. Второй том состоял из двух книг, объединенных общим названием «Учение о действиях гальванического тока на расстоянии». Первая книга называлась «Электродинамика, электромагнетизм и диамагнетизм» (1873 г.) [407]).

В первом томе помимо введения насчитывалось четыре раздела, в свою очередь, разделенных на главы. О том, что Энгельс подошел к изучению данной проблемы впервые, свидетельствуют его выписки определения предмета исследования и его истории. Прежде всего речь шла о возникновении электрического тока в металлах, жидкостях и газах. Энгельс выписал группы, на которые делятся проводники электрического тока, условия возникновения гальванического тока в металлах и жидкостях, соотношение законов гальваники и законов общей физики.

Рассматривая электричество в качестве одной из форм движения материи, Энгельс задавался вопросом о соотношении электричества и энергии химических реакций, о чем говорили его собственные замечания в конспекте: «Наконец-то! Итак, откинута вся исходная теория образования тока в каждой отдельной части, и только теперь вынужденное признание, что вся электрическая сила ничто иное, как превращенное химическое движение»[408]).

Для Энгельса было важно отличить гипотетические рассуждения Ви- демана от рассуждений, основанных на фактах. К данной работе, как впрочем и к остальным, он подошел как историк науки, фиксировавший прежде всего историю изучения предмета и конкретные факты гальванических процессов. Так, Энгельс обратил особое внимание на изложение закона Ома, проблемы сопротивления электрическому току, формулировку закона Кирхгофа, определение электромагнитной силы.

Переходя к разделу об электрохимии, Энгельс сделал выписки из главы об электролизе, подчеркнув при этом формулировки законов Фарадея (1833 г.). В то же время, занимаясь проблемами теоретического описания электролиза, Энгельс помечал: «Ничего об энергии»[409]). Это является дополнительным подтверждением приоритетов, которые выделял Энгельс при изучении труда Видемана.

Историко-научный характер выписок Энгельса доказывает и наличие большого числа формулировок законов и гипотез, и связанные с ними имена ученых, сформулировавших их, с точными датами открытий. Здесь можно обнаружить имена Ома, Беккереля и Джоуля.

Переходя ко второй книге второго тома, Энгельс с помощью двух восклицательных знаков (!!) подчеркнул высказывание Видемана об электрических массах[410]). Выписки из данной книги касались количественных законов индукции в линейных проводниках, индуктивных токов, а также истории их изучения и проблемы магнетизма. В связи с электромагнитной энергией Энгельса интересовали вопросы о работе, производимой током, и об электромоторах.

Не обошел стороной Энгельс и современные ему гипотезы о сущности и способе действия гальванического тока, имея в виду работы Фехнера, Неймана, Эдмунда, Максвелла. Характерно, что он опустил при этом приводимые Видеманом в книге вычисления. В заключение Энгельс привел некоторые единицы измерения электрического тока. Данная работа Видемана послужила эмпирическим базисом для рассуждений Энгельса в «Диалектике природы» об электричестве, о чем он и сообщал в примечании к соответствующей статье[411]) .

<< | >>
Источник: Антонова Ирина Константиновна. Марксизм вне политики. Источники, генезис и структура работ Маркса и Энгельса по естествознанию. — М.: Едиториал УРСС,2004. — 192 с.. 2004

Еще по теме § 2. Философские принципы и параллельное накопление естественно-научного материала:

  1. §2. Философское обобщение Марксом естественной истории и ее экстраполяция на структуру и развитие общества
  2. Основные принципы и вопросы постмодернизма как философского направления и как идеологии
  3. Использование методологических принципов теории деятельности в процессе создания, накопления и передачи организационного знания
  4. 6.2. Философия роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии; человек во Вселенной; философская; религиозная и научная картина мира; природа человека и смысл его существования
  5. Глава VIII Сравнение китайских законов с естественными принципами, лежащими в основе Дроцветающих} правительств
  6. Глава 4 Параллельные реальности Фантастические миры
  7. 10.2. Научные принципы организации процессов производства
  8. 6.4. Математика геометрия Евклида как первая естественно-научная теория; аксиоматический метод; математические доказательства; линейная алгебра с элементами аналитической геометрии; линейное программирование
  9. 3.1. Обоснование целей и научных принципов экономической оценки вторичных минеральных ресурсов в рыночных условиях
  10. 10.1.Общее понятие и критерии оценки  научно - технического потенциала. Расходы на НИОКР. Современные тенденции научно - технического прогресса. Научно - технический потенциал как основа экономического  роста.
- Информатика для экономистов - Антимонопольное право - Бухгалтерский учет и контроль - Бюджетна система України - Бюджетная система России - ВЭД РФ - Господарче право України - Государственное регулирование экономики в России - Державне регулювання економіки в Україні - ЗЕД України - Инновации - Институциональная экономика - История экономических учений - Коммерческая деятельность предприятия - Контроль и ревизия в России - Контроль і ревізія в Україні - Кризисная экономика - Лизинг - Логистика - Математические методы в экономике - Микроэкономика - Мировая экономика - Муніципальне та державне управління в Україні - Налоговое право - Организация производства - Основы экономики - Политическая экономия - Региональная и национальная экономика - Страховое дело - Теория управления экономическими системами - Управление инновациями - Философия экономики - Ценообразование - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика отрасли - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая безопасность - Экономическая география - Экономическая демография - Экономическая статистика - Экономическая теория и история - Экономический анализ -