<<
>>

Всерьез о силлогизмах

Силлогизмы представляют собой необходимое для заключения логическое построение посылок. Простейший силлогизм выглядит следующим образом:

Если А больше В,

И в больше С,

А должно быть больше С.

А, В и С могут представлять собой что угодно - автомобили, перья, аэропланы, борцов сумо или учебники по психологии, но связь между посылками и выводом является логически необходимой. Невозможно представить мир, в котором это было бы иначе.

Вот еще один силлогизм:

Все люди смертны

Сократ - человек

Следовательно, Сократ смертен.

Вывод из первых двух утверждений следующий: поскольку' Сократ человек, он должен обладать свойствами всех остальных людей.

Греки утверждали, что изучение силлогизмов и логики позволяет нам обнаруживать ошибочные умозаключения:

Все кошки смертны

"Спайс Герлз" смертны

Следовательно, "Спайс Герлз" — кошки.

Это пример ошибочного умозаключения. Из первых двух утверждений, что кошки и "Спайс Герлз" смертны, нельзя делать логический вывод: "Следовательно, Спайс Герлз - кошки". Да и действительно, никакого другого вывода о "Спайс Герлз", или котах, или смертных сделать нельзя. Мы знаем, что они умрут. И это точно.

В этом примере ошибочность умозаключения очевидна, поскольку мы "знаем", что поп-звезды не кошки, однако, психологи установим, что при менее очевидных посыпках часто происходя] ошибки. Спешка тоже имеет значение. Чем быстрее нужно принять решение, тем больше вероятность ошибки.

Серия экспериментов, направленных на изучение интерпретации людьми различных ситуаций, выявила следующую проблему:

Смит педантичен в работе. Ему легко даются чертежи и вычисления, а в школе он хорошо справлялся с математикой.

Джонс обладает хорошей коммуникабельностью. Он хороший оратор и знает, как добиться согласия аудитории. В школе Джоне имел хорошие оценки по классической литературе и истории.

Испытуемым давали листок с такими краткими характеристиками и говорили, что это выдержки из резюме людей, из которых 70% являются инженерами, а 30% - юристами. Если испытуемых, спрашивали, кем работают Смит и Джонс, почти все отождествляли Смита с инженером, а Джонса с юристом Когда испытуемым говорили, что 70% этих резюме принадлежат юристам, а 30% инженерам, они давали абсолютно тс же самые ответы. Испытуемые игнорировали изменение степени вероятности. В конце концов, если 70% резюме принадлежат юристам, разве педантичный Смит не может быть одним из них? Однако, испытуемые все равно делали выводы на основе стереотипов - коммуникабельные юристы и любящие цифры инженеры.

Подобные исследования показывают, насколько нелогичными мы можем быть при интерпретации информации. Пиа1елли Палмаршлз (Рза1еШ Ра1тапт, 1995) в книге, посвященной когнитивным факторам и иллюзиям, говорит, что мы должны остерегаться, по его выражению, "смертных грехов" при обработке информации: чрезмерной самоуверенности, магического мышления, слепоты в оценке вероятностей, слишком большого доверия авторитетным личностям и ретроспективным оценкам.

Беспокойства, вызываемые нашим обращением с информацией, не новы Американский социолог Элвин Тоффлер (А1УШ ТоШег, 1974) предупреждал в своей классической книге РиШге ЗНоск ("Будущий шок"), что людям придется приложить усилия, чтобы справиться с растущим объемом информации. А в 1974 году не было ни Интернета, ни факсов, ни электронной почты, ни мобильных телефонов, ни пейджеров. На фондовых биржах все еще были операционные залы, в которых брокеры и джобберы заключали сделки на словах к подтверждали их на маленьких клочках бумаги. Тоффлер предсказывал, что хорошо образованные женщины и мужчины смогут адаптироваться к новым технологиям, но для зтого потребуются усилия и гибкость. Менее образованные будут отставать и страдать. Тоффлер также предсказывал, что нам будет трудно справляться с этой новой информационной средой, поскольку это потребует беспрецедентных и неестественных для биологии человека усилий, так как она ие рассчитана на высокоскоростную и высокоточную обработку информации.

Мозг сравнивают с машиной для обработки информации.

Он предназначен для обработки информации с самого рождения. Когда ребеиок появляется на свет, две трети мозга у мальчика или девочки уже на месте. Количество нервных или мозговых клеток не увеличивается, но связи между ними развиваются. В фильмах процесс развития мозтвых связей показан довольно поэтично. Маленькие отростки вытягиваются из одной клетки и соединяются с такими же отростками (специалисты называют их дендритами), тянущимися из других клеток. Эти отростки переплетаются в тысячи сочленений, соединяя практически в единую сеть кору головного мозга, которым обладает каждый из нас.

Ребенок видит, слышит, осязает, и в это время на базе его новых ощущений в процессе соединения клеток создаются первые связи. Представгш этот процесс как "обмен рукопожатиями'1 на языке аппаратов факсимильной связи, однако, после установления связи между двумя клетками линия остается открытой. В мозге обычного взрослого человека одна клетка соединена с 10000 других мозговых клеток.

Люди никогда не смогли бы стать столь искусными охотниками и собирателями, если бы наши мозги не сделали нас также хорошими собирателями информации. Однако, пока мы эволюционировали от обезьян, темпы сбора и обработки информации, вероятно, были не слишком бурными. Конечно, нашим отдаленным предкам приходилось сталкиваться с критическими ситуациями, решать вопросы жизни и смерти, добывать пишу и воду. Мозг неандертальца всегда был готов к немедленной реакции. Рассвирепевший леопард - беги как сумасшедший. Отряд вражеского племени с копьями - собирай друзей, готовься драться. В кризисной ситуации организм неандертальца приходил в состояние повышенного возбуждения, закачивая в кровь адреналин и кислород, чтобы мозг мог работать эффективнее. Но критические ситуации, возможно, были исключениями.

До XIX века, пожалуй, единственными группами людей, работавшими примерно как современные аналитики и брокеры, были монахи, трудившиеся над средневековыми рукописями, богословы и немногочисленные группы философов и математиков.

Монахи и богословы делали регулярные перерывы на молитвы, и ни от них, ни от математиков не требовалось завершить свои размышления за три минуты, оставшиеся до закрытия на ночь Осакской фондовой биржи. Человеческий мозг за биржевым терминалом вынужден решать непривычные для него задачи с несвойственной для него скоростью.

Последние исследования генетиков показали, что паша генетическая система совпадает с генетической системой шимпанзе на 98%. В дерзком эссе на тему когнитивной эволюции человека Ричард Бирн (ЙсЬагс! Вуте, 1999) говорит, что дистанция между нами и приматами, возможно, не так велика, как мы это представляли в своем тщеславии. А отсюда возникает забавный вопрос: а смогла ли оы горилла преуспеть на Уолл-Стрит? Возникают и другие, менее курьезные вопросы. Если у нас такое большое генетическое сходство с приматами, может быть, нет ничего удивительною в юм. что мы часто неправильно интерпретируем информацию и допускаем такие ошибки в вероятностном анализе? Последние исследования математических способностей у наиболее одаренных и подготовленных шимпанзе показали, что некоторым из них удавалось выучить 2 + 2-4. Это подтверждает пессимизм Десмонда Морриса (реьтопс! Мот5, 1965), высказанный им в книге Тке А1акей Аре (Талая обезьяна"), где он утверждает, что мы страдаем, потому что современная цивилизация катапультировала нас в такие жизненные условия, на которые эволюция человека никогда не была рассчитана.

<< | >>
Источник: Дэвид Кохен. Психология фондового рынка: Страх, Алчность и Паника. 2004

Еще по теме Всерьез о силлогизмах:

  1. Позитивное или научное знание.
  2. Шум
  3. Маргинальное или философское знание.
  4. Мой первый шаг к богатству
  5. Есть ли у вас план отступления?
  6. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
  7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР И МЕНЕДЖМЕНТ
  8. Важность импорта
  9. Тоннель под проливом Ла-Манш (1985 - 1994 - 2007)
  10. РАЗДЕЛ 1. Понятие устойчивости равновесия. Паутинообразная модель
  11. Верные и неверные представления о рынке
  12. ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ
  13. 22. Прежде чем продать, обучайте, продавайте, потом снова обучайте