<<
>>

Первые шаги

Для дэйтрейдеров акциями и фьючерсами, пожалуй, нет лучшего времени, с технологической точки зрения, для выхода на рынки, чем прямо сейчас. Я не имею в виду рыночную динамику. И я не говорю, что шансы добиться успеха для индивидуума повысились.
Эволюция доступа на рынки, которую мы переживаем за последние 30 лет, привела к демократизации финансовых рынков. В будущем, несомненно, эта эволюция продолжится. Дело дойдет до прямого и равного (или почти равного) доступа на рынки, скоростного исполнения онлайн и конкурентоспособных предложений котировок и информации о состоянии рынка.

Для трейдера это означает: выбор, как торговать, увеличился. С помощью брокера. Через дисконтную брокерскую контору. Через онлайновую брокерскую контору. С использованием прямого доступа. Эти изменения происходят и на рынках ценных бумаг, и на рынках фьючерсов, хотя фьючерсные рынки на данный момент отстают от фондовых по уровню взрывного увеличения онлайнового индивидуального участия.

В данной главе мы рассмотрим три основных компонента, необходимых любому трейдеру, чтобы начать. Эти три предмета — ядро вашей системы, независимо от того, торгуете вы дома или в дилинговом центре с другими профессионалами. Вот эти компоненты:

Брокерская контора (включая комиссионные и прочие выплаты).

Левередж и капитализация.

Источники рыночной информации.

Для индивидуального трейдера этот рынок только еще формируется. Поэтому важно заглянуть в прошлое, чтобы правильно оценить и понять сегодняшнюю ситуацию. Не менее важно понять перемены, имевшие место на этом рынке, за предшествующие 30 лет. Это поможет вам оценить предлагаемые вам брокерские конторы и доступ на рынки.

Сначала был Большой Взрыв. Не рождение Вселенной. Другой Большой Взрыв, прекративший регулирование американского фондового рынка. До того времени везде на Уолл-стрите взимались одинаково высокие комиссионные.

Например, если в начале 70-х годов вы хотели купить 1.000 штук акций по цене 50 долл., это могло обойтись вам примерно в 2,500 долл. (Для сравнения, сегодня, покупая и продавая акцию, вы заплатили бы всего один пенни за штуку. Для 1.000 акций это означает 10 долл. за покупку и 10 долл. за продажу.)

Такие высокие повсеместные комиссионные, выставлявшиеся брокерскими фирмами, вызвали недовольство Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и Федеральной торговой комиссии (FTC). Усилия этих государственных органов по дерегулированию комиссионных и открытию дверей для конкуренции среди брокерских контор завершились "Большим Взрывом". Он, возможно, и не был столь велик, как рождение Вселенной, но он создал целый новый мир для трейдеров.

В 1974 году SEC ввела 13-месячный испытательный срок, в течение которого были дерегулированы некоторые операции брокерских контор. И неудивительно, что в тот же год Чарльз Швоб открыл свою дисконтную брокерскую контору. 1 мая 1975 года SEC официально одобрила "договорные" комиссионные, которые отметили рождение отрасли дисконтных брокерских контор. (См. Charles Schwab & Со. web site, www.schwab.com. 1975—1977: The Birth of Discount Brokerage).

Дисконтные брокерские конторы предложили то, что подразумевалось самим их названием. Исполнение сделок больше не стоило везде одинаково на Уолл-стрите. Введение дисконтных брокерских услуг ввело элемент конкуренции в стоимость покупки и продажи акций. Это стало первым шагом в процессе выравнивания поля игры на Уолл-стрите, приобретшем с взрывным появлением онлайновой торговли в 90-х годах весьма драматические масштабы.

Однако еще до Интернета и появления трейдеров ".com" произошло другое важное событие, положившее начало внутридневной торговле акциями: рождение Системы исполнения малых ордеров NASDAQ (SOES). Система NASDAQ открыла торги в 1971 году, приблизительно через 10 лет после того, как SEC предложила Национальной ассоциации дилеров ценных бумаг создать автоматизированный рынок. Но NASDAQ, подобно остальной части Уолл-стрита, оставалась игрой с ограниченным числом игроков.

Ситуация изменилась с рождением SOES, специально предназначенной для выполнения ордеров размером 1.000 акций и меньше. Это, в свою очередь, вызвало эволюцию торгов SOES, сделав возможным автоматическое исполнение небольших ордеров по лучшим котировкам. И, что более важно с точки зрения дэйтрейдера, SOES позволила новой породе дэйтрейдеров извлекать выгоду из колебаний цен и временных несоответствий между ценами, котируемыми брокерскими фирмами. Спекуляция перестала быть чисто джентльменской игрой на Уоллстрите. Она оказалась в траншеях — быстрая и подчас дикая.

Я был партнером в одном из первых дилинговых центров SOES в Чикаго, где наблюдал помещение, битком набитое потенциальными трейдерами, щелкающими клавишами в надежде разбогатеть. Удивительное дело, но трейдеры SOES в Чикагском дилинговом центре чаще терпели убытки, чем получали прибыли. Почему? В то время эти трейдеры SOES должны были платить полные комиссионные 25 долл. за сделку. Я доказывал своим партнерам, что надо понизить комиссионные до 7 долл., но они не захотели об этом и слышать. Это стало началом конца нашего партнерства.

Но для наших целей Чикагский дилинговый центр SOES отчетливо показал, что обычные люди желают торговать и идти на риск. Это были не брокеры из какой-то рафинированной фирмы, а упорные предприниматели, совершавшие многочисленные краткосрочные сделки, срезая с каждой небольшую прибыль в размере шестнадцатых или восьмых долей. Ясное дело, это не "вложение вашим отцом капитала в акции", если можно так перефразировать рекламный слоган Oldsmobile. Это были трейдеры, "стреляющие от бедра", покупавшие и продававшие акции, когда такую возможность предоставляло ценовое несоответствие. Позже, когда цены стали однороднее, эти трейдеры стали искать цены акций, которые двигались. Они хотели покупать по 10 и продавать за 1(?/4 или 10У2 через часы или даже минуты. Раз за разом, в надежде сделать больше денег, чем поглощали их комиссионные и другие затраты на торговлю. Они не вкладывали капитал и даже не торговали и скальпировали (scalping).

На другой стороне финансового рынка находилась другая порода скальперов — фьючерсные трейдеры. В начале 80-х годов молодым трейдером и я внес свой вклад в скальпирование. Вы ждали, когда в яму попадет большой ордер на покупку или продажу. Возникало мгновенное расстройство равновесия, которым вы могли воспользоваться.

Если большой ордер толкал рынок вниз, вы покупали на том уровне, который, как вы думали, был мгновенным минимумом, в надежде продать минутой или около того позже, когда цена подскочит выше. Вход и выход, вход и выход — и так целый день на рынке, пока он движется.

Теперь вспомните историю фьючерса. Фермерам Среднего Запада, продававшим зерно во время урожая, надо было назначить цену заранее и заработать в процессе некоторые деньги. Группа фирм- акцептантов собралась и сформировала рынок, в свое время ставший фундаментом Чикагской товарной биржи. Такая "будущая (фьючерсная) продажа" позволяла хеджеру — в данном случае фермеру — встретиться со спекулянтом. Спекулянт соглашался купить "X" бушелей зерна по установленной цене с поставкой во время урожая. Хеджер мог зафиксиро- вать цену за свой урожай. Риск спекулянта — купить слишком дорого, а риск хеджера — продать слишком дешево. Но выгодой для каждого была возможность заработать.

Со временем мы доросли до финансовых фьючерсов, включая валюты, евродоллары и фьючерсные контракты на основе фондовых индексов. Но на этих рынках встречаются те же самые игроки. Например, во фьючерсной яме S&P, где я торгую, хеджеры — это организации с большими портфелями акций. Им нужно снять риск или зафиксировать прибыль или реализовать любое число сложных "хеджевых" стратегий с участием акций, фьючерсов и опционов. А спекулянты — это те, кто находятся на "другой стороне" этих сделок, а именно, независимые "местные" трейдеры — такие, как я. Мы обеспечиваем ликвидность для тех других спекулянтов, позволяя им торговать иногда сотнями или даже тысячами контрактов. По мере чередования покупки и продажи контрактов цена колеблется, иногда с большой волатильностью.

Это позволяет этим другим спекулировать исключительно на ценовом движении.

Помните, если рынок имеет объем и ликвидность, трейдер будет на нем торговать. (Я обычно говорил, что хороший трейдер может торговать "снежными фьючерсами", если есть довольно объема, ликвидности и цена достаточно подвижна.) И имейте в виду, что первоначальными дэйтрейдерами были фьючерсные трейдеры. Мы, "местные", не покупаем контракты S&P, чтобы держать их в течение пяти лет. Мы покупаем и продаем целый день, скальпируя ради прибыли. Огромное большинство дней я отправляюсь домой "пустым", не имея ни короткой, ни длинной позиции. В тех редких случаях, когда я открываю позицию, она продержится до начала следующего рабочего дня, иной раз, день-два. Но всегда не больше, чем несколько дней.

Теперь давайте сведем эти две породы спекулянтов вместе: фондового дэйтрейдера, выискивающего, как можно сделать быструю прибыль на мгновенных колебаниях цен акций, и фьючерсного трейдера, занимающегося дэйтрейдингом на фьючерсном рынке. Оба они профессионалы и не имеют дру- гой "дневной работы". Торговля и ЕСТЬ их дневная работа (пока сохраняется их капитал).

А сейчас перенесемся в конец 90-х годов. Интернет и мгновенный доступ к рыночной информации привели к появлению нового гибридного игрока, называющего себя "дэйтрейдером". Но на самом деле, вероятно, правильнее — это "краткосрочный трейдер". Помешательство на акциях распространилось шире этих потенциальных дэйтрейдеров и охватило более активную инвестиционную публику. Приблизительно половина всех американских домохозяйств — или около 78,7 миллиона человек — владеют акциями.

По мере роста курсов акций и улучшения доступа к информации и рынку разница между инвестором и спекулянтом постепенно стиралась. Люди, ранее покупавшие взаимные фонды, решали попробовать самостоятельно управлять собственным портфелем, покупая акции. Ежедневно наблюдая за своими инвестициями типа покупай-и-держи, они обнаруживали колебания цен, соблазнявшие их покупать и продавать быстро.

Так совершался переход от инвестора к активному инвестору, затем к спекулянту, далее к гибридному дэйтрейдеру.

К сожалению, многие из этих внутридневных сделок размещались не на основе технического анализа рынка. Люди чаще покупали исходя из того, что они видели, слышали, верили, следуя совету, полученному в спортзале. Они покупают и ждут. Акция повышается из-за преобладающего бычьего рынка. (Помните 1999 год? NASDAQ вырос на 86%.) Это занятие стало настолько распространенным, что многие компании запретили служащим заниматься дэйтрейдингом на своих рабочих местах.

Я получил непосредственное представление об этом феномене в октябре 1999 года, когда читал лекции в Университете Хофстра на Лонг-Айленде. Я спросил приблизительно 200 студентов в лекционном зале, кто из них занимался дэйтрейдингом. Я ожидал увидеть одну, может быть, две руки. Поднялась половина рук! Позже мне рассказали, что учебные места студентов сначала подключили к Интернету, но позднее их пришлось отключить, потому что студенты во время занятий зани- мались дэйтрейдингом. Один студент рассказал мне, что не было ничего необычного в том, чтобы кто-нибудь посреди лекции встал и заорал: "Я только что сделал штуку баксов!"

О золотом дне дэйтрейдинга написано немало. Да, действительно, некоторые люди "нащелкали" себе миллионы, но гораздо чаще непосвященный прощелкивал свой путь к разорению. Даже профессиональные инвесторы, пытавшиеся заняться этим видом краткосрочной спекуляции, обожглись во время последующего рыночного спада в 2000 году. Запросы маржи в размере 25.000 долл., 50.000 долл. и даже больше не были необычным делом. Какой бы болезненной ни была эта "коррекция" для многих частных лиц, оглядываясь назад, вы согласитесь, есть что-то неправильное в картине, где трейдер-любитель, играющий на рынке может делать больше денег, чем на своей основной работе. Конфетка оказалась пузырем, готовым в любое время лопнуть.

Я знаю одну печальную историю о молодом человеке, думавшего дэйтрейдингом создать богатство для себя и своей семьи. Его отец, упорно трудившийся всю свою жизнь, дал ему несколько сот тысяч, которые сын быстро продул. Вместо того чтобы остановиться, сын и отец решили отыграть потерянное. Если до этого момента их вела жадность, то теперь их должен был прикончить страх. В конце карьеры сына как дэйтрейдера отцу пришлось продать свой дом в 2 миллиона долларов, чтобы оплатить убытки от торговли сына.

Было время, когда ".com" гарантировала высокий коэффициент цена-прибыль и дальнейший рост цены акции. Но инвестирующие массы забыли: "то, что растет, должно понизиться". Бумажные состояния, сделанные на акциях, испарились. Взгляните хотя бы на CMGI, которая торгуется гораздо ниже своих былых минимумов (см. рис. 2-1).

Или вспомните компанию Yahoo. 7 марта она пережила снижение цены своих акций на 22% после своего второго предупреждения о доходах и заявления, что ее главный управляющий уходит в отставку "в обстановке резкого снижения прибылей". ("Investors wallop Yahoo shares, Earnings warning, Koogle removal take toll," by Bambi Francisco, CBS. MarketWatch.Com,

March 8, 2001). На ту дату 52-недельный диапазон цен Yahoo составлял от 2055/8 до 17. В апреле ее акции торговались ниже 12 долл. за штуку. (См. рис. 2-2.)

Если теперь вы спрашиваете себя, почему вы хотите заниматься дэйтрейдингом профессионально, это хорошо. Единственный способ войти в торговлю — сделать это, глядя правде в глаза. Вы должны знать о шансах против вас, если хотите играть или вообще иметь возможность когда-либо преуспеть.

Другое, о чем нельзя забывать: виртуальный взрыв дэйтрей-динга вызвал революцию в работе брокерских контор. Чтобы привлечь бизнес, брокерские конторы урезали комиссионные, иногда делая такие продвинутые предложения, как НУЛЕВЫЕ комиссионные — лишь бы заполучить клиента. Они делали свои деньги, выступая на другой стороне некоторых ордеров клиента, продавая поток ордеров другим брокерским конторам (обычная брокерская практика) или зарабатывая на проценте от маржевых сделок. На самом же деле онлайновое исполнение ордеров в конце 90-х годов означало быструю отправку электронного письма своему брокеру.

Вы щелкали по своему экрану входа ордеров — скажем, чтобы купить 100 акций IBM, — и затем "передавали" ордер. Однако человек на другом конце линии все еще должен был этот ордер обработать. Теперь на фондовых и фьючерсных рынках предлагается прямой электронный доступ. Для профессионального трейдера прямой доступ ускоряет движение ордера к рынку с минимумом вмешательства со стороны человека и/или электроники. Для брокерской конторы прямой доступ дает конкурентное преимущество над теми, кто все еще предлагает обслуживание типа "быстрый способ послать электронное письмо своему брокеру". А с учетом спада на рынке, приведшего к снижению числа "случайных" дэйтрейдеров, брокерские конторы борются за захват и удержание трейдеров.

В качестве примера возьмите компанию Schwab. 30 января 2001 года Schwab публично попросила "не необходимых служащих" взять неоплачиваемый выходной в одну из пятниц в феврале или марте. Это было частью усилий по снижению затрат ("Schwab to cut work week for some," by Nicole Maestri,? CBS.MarketWatch.com"). Приблизительно через шесть недель Schwab

лидер американских дисконтных и онлайновых брокерских контор

заявила, что предлагает своим клиентам прямой доступ к фондовым рынкам и более обширные котировки акций. Эта акция, по заявлению Schwab, нацелена на расширение ее "ведущей позиции" среди активных трейдеров, совершающих более четырех сделок в месяц, или 48 сделок в год. Эта новая услуга — результат покупки Schwab годом ранее компании СуВегСогр, обслуживавшей фондовых дэйтрейдеров.

Как, спросите вы себя, вписаться во все это? Возможно, вы баловались дэйтрейдингом в течение нескольких месяцев или, может быть, только что вернулись назад на рынок после некоторых убытков, испугавших вас в 2000 году. Возможно, дэйт-рейдинг всегда вам нравился и теперь, после того, как на ваших глазах технологический сектор просел до минимума, который, как вы верите, должен быть основанием, вы хотите войти в игру. Какое все это имеет к вам отношение?

Начиная заниматься дэйтрейдингом, вы становитесь наиболее желанным биржевым товаром: свежей кровью для брокерских контор. Вас будут соблазнять низкими расценками и "безошибочными" системами. Это хорошая новость для вас как потребителя. Брокерский рынок весьма конкурентен, возможно, больше, чем когда-либо прежде, принимая во внимание большие успехи, достигнутые фирмами в захвате розничной торговли в 1999 году и спад их бизнеса в 2000— 2001 гг.

Не забывайте, то, что случилось с дэйтрейдерами, произошло не в вакууме. Розничный рынок ИНВЕСТОРОВ также пережил свою долю снижений. В феврале 2001 года американские инвесторы изъяли из взаимных фондов рекордную сумму 13 миллиардов долл., причем 5,5 миллиарда долл. из них изъято в последние пять дней февраля. Не забывайте и о том, что огромный приток капитала внес свой вклад в силу бычьего рынка в последние два года. На индивидуальных инвесторов приходится приблизительно 40 процентов капитала на фондовом рынке. ("U.S. stock funds see record outflows, Estimated $13 billion drop in February mirrors concerns." by Craig Tolliver & Irish Regan, CBS.MarketWatch.Com, March 1, 2001.")

Поэтому, когда появляетесь вы и начинаете искать место, где открыть свой торговый счет, вы становитесь очень популярным. Следует знать, что брокерские конторы заинтересованы не только в новых счетах, но и в концентрации активов. Брокерские конторы хотят держать ваш портфель и позволять вам торговать. Не забывайте, если вы активно покупаете и продаете акции самостоятельно, без совета брокера, брокерская контора может пожинать прибыль в виде комиссионных даже при дисконтных расценках. Когда вы покупаете и продаете ценные бумаги по своему собственному усмотрению, брокерские конторы могут избегать этот бич бизнеса, проявление "взбивания", или бессмысленной купли- продажи портфельных запасов с целью сбора комиссионных. Правильнее сказать, эти так называемые "дэйтрейдеры" сами "взбивают" себя, покупая и продавая акции, в то время как брокерские конторы спокойно списывают комиссионные или делают деньги на продаже потока ордеров. Об этом мы вскоре поговорим.

Именно поэтому надо обязательно узнать то, во что вы влезаете прежде, чем нырнете в онлайновую торговлю. Caveat етр-Ог("Да будет осмотрителен покупатель " — лат.). Или, применительно к данному случаю, да будет осмотрителен трейдер!

Вы должны рассмотреть все варианты и аспекты трех своих главных компонентов, необходимых для торговли, упомянутых в этой главе ранее: брокерская контора; левередж и капитализация; источники информации. Мы обсудим каждый из трех этих компонентов отдельно, освещая области, специфические для ценных бумаг (акций) и фьючерсов.

<< | >>
Источник: Льюис Бaрселино. Учебник дэйтрейдингa. 2002

Еще по теме Первые шаги:

  1. Первые шаги
  2. Начало встречи: первые шаги
  3. ПЕРВЫЕ ШАГИ HA ПУТИ ПЕРЕХОДА K НАУЧНОМУ КОММУНИЗМУ
  4. Следующие шаги
  5. «Сценарий» и основные шаги сравнительного исследования
  6. ГЛАВА 16 Шаги на пути к успеху
  7. ОСНОВНЫЕ ШАГИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
  8. Первые философы
  9. Десятина и первые социальные сети
  10. 2.1. Первые проявления кризиса
  11. Мои первые чертежи
  12. § 3. Первые большие спекулятивные кризисы