<<
>>

Краткое содержание и основные рекомендации

За последние 25 лет мир многое узнал о серьезных злоупотреблениях коррумпированных «политически значимых лиц» и возмутительных случаях расхищения государственной собственности, вымогательства и взяточничества, а также об использовании финансовых структур для отмывания украденных активов.

В нашей работе к «политически значимым лицам» мы относим тех, кто выполняет важные общественные функции, а также членов их семей и лиц из ближайшего окружения.

Мы не знаем точно, сколько было украдено или получено в качестве взяток влиятельными политиками (то, что называется большой коррупцией) и сколько проходит через финансовые организации, в частности через банки.

Суммы отмываемых денег плохо поддаются подсчету из-за того, что в массе своей это преступление тайное, так что точные статистические данные получить невозможно. Однако приблизительные подсчеты, основанные на материалах расследования преступлений, связанных с коррупцией и взяточничеством, дают общее представление о порядке величин: по оценкам Всемирного банка, в виде взяток ежегодно выплачивается более $1 трлн.1 Объемы незаконно заработанных средств, которые получают публичные должностные лица развивающихся стран и стран с переходной экономикой, достигают $20-40 млрд в год, что примерно равно общему ВВП двенадцати беднейших стран мира с населением свыше 240 млн2.

Большая коррупция, расхищение собственности и международные потоки украденных и отмываемых денег оказывают разрушительное влияние на экономический рост, ослабляют и подрывают веру в общественные институты, разлагают и дестабилизируют финансовые системы, ухудшают инвестиционный климат и перспективы макроэкономической стабильности для страны-жертвы. Действия коррупционеров способствуют оттоку капитала, препятствуют экономическому росту и борьбе с бедностью, обостряют неравенство. И чем дольше существует коррупционный режим, тем серьезнее последствия3.

Без политической воли на самом высшем уровне в любых юрисдикциях невозможны борьба с коррупцией ни на уровне права, ни на уровне финансовой системы.

Способы, посредством которых коррумпированные политики отмывают незаконные доходы, с годами развиваются. Изначально коррумпированные главы государств и влиятельные должностные лица пользовались услугами иностранных банков, открывая счета на свое имя или имя родственников. Сейчас многое изменилось. Современные технологии отмывания доходов включают покупку недвижимости, приобретение и вывоз за рубеж ценных металлов, ювелирных изделий и произведений искусства; а также вывод активов за пределы государства4. Использование услуг третьих лиц и корпоративных механизмов было и остается серьезной проблемой. По большей части для отмывания незаконно полученных средств коррумпированные политически значимые лица прибегают к услугам финансовых институтов, главным образом банков.

В поддержку мер борьбы с коррупцией, принятых некоторыми государствами, выступило международное сообщество. Так, в 2003 г. была принята Конвенция ООН против коррупции (КООНПК). В тот же год FATF пересмотрела свои 40 рекомендаций, включив в них стандарты, направленные на борьбу с отмыванием доходов от коррупции. Мы одобряем эту деятельность и приветствуем меры, предпринятые рядом общественных организаций (в том числе следственными и судебными структурами), контролирующими органами и банками по воплощению в жизнь этих решений. Реальность, однако, такова, что разрыв между документами, принятыми на международном уровне, и практическими результатами остается большим. Меры пока не сопоставимы по масштабам со сложностью задачи.

Базельский комитет по банковскому надзору, международный орган по надзору за банковской деятельностью, который формулирует общие стандарты надзора и рекомендации к исполнению, еще в 2001 г. четко указал на несоответствие мер противодействия коррупции, предусмотренных международной финансовой системой:

Очевидно, что начало или поддержание деловых отношений является нежелательным, неэтичным и несовместимым с кодексом правильной и добросовестной банковской практики, если банк знает или предполагает, что источником средств является коррупция или злоупотребление общественными активами.

Банк, рассматривающий сотрудничество с лицом, предположительно относящимся к политически значимым, обязан идентифицировать это лицо, а также выявить лица и компании, явно с ним связанные5.

Прием средств у коррумпированных политически значимых лиц и работа с ними сильно вредит репутации банка и подрывает веру общества в этические стандарты финансового центра, поскольку такие случаи обычно находятся под пристальным вниманием СМИ и вызывают острую политическую реакцию6.

Что же в реальности? Налицо полная неудача практической реализации международной стандартизации политически значимых лиц. Уровень соблюдения рекомендаций FATF удивительно низок, особенно среди стран — членов FATF. Из 124 стран, ситуацию в которых изучали FATF или региональные группы по типу FATF, 61% не придерживались рекомендаций вообще, а 23% — частично. Иными словами, более 80% юрисдикций отставали в решении этих вопросов.

В нашей работе мы останавливаемся на трех главных условиях, без которых невозможно изменить ситуацию: 1)

Сильная политическая воля и мобилизация ресурсов. Политическая воля необходима для того, чтобы изменить законы и нормативы, создать импульс, который помог бы властям сделать борьбу с коррупцией своим приоритетом, обеспечить выделение ресурсов и поддержать более агрессивную политику по реализации нужных мер. Политическая воля важна и в практическом аспекте: в отсутствие ее часть банков не будет заинтересована в том, чтобы серьезно отнестись к внедрению процедур по надлежащей проверке клиентов с целью обнаружения коррупционных доходов. 2)

Уточнение и согласование требований к политически значимым лицам на международном уровне. Существующие различия в подходах служат хорошим оправданием бездействия властей и одновременно выступают помехой для разработки и использования эффективных механизмов контроля доходов политически значимых лиц. Согласование требований ляжет в основу эффективного руководства к действию, которое должно быть создано на международном или национальном уровне. Органы власти и банки получат четкие основания для более последовательных действий. 3)

Анализ типологий с определением факторов, препятствующих выявлению бенефициарных собственников — политически значимых лиц. Выявление нарушений законодательства политически значимыми лицами усложняется тем, что они прибегают к услугам посредников, в том числе и юридических лиц, и другим способам скрыть факт бенефициарной собственности или контроля со стороны чиновников высокого уровня.

С учетом ситуации в документе StAR предлагается ряд рекомендаций и примеров действий, которые помогут усилить эффективность мер в отношении политически значимых лиц, инициируемых властями и банками. Помимо этого, в работе даны рекомендации, которые, как мы надеемся, будут интересны органам по стандартизации.

Ниже приводятся основные рекомендации.

<< | >>
Источник: Гринберг Т.. Политически значимые лица: Руководство для банков по предотвращению финансовых злоупотреблений — 185 с.. 2012

Еще по теме Краткое содержание и основные рекомендации:

  1. Краткое содержание
  2. Краткое содержание
  3. 6.1 Краткое содержание лекции
  4. 1.1 Краткое содержание лекции
  5. 2.1 Краткое содержание лекции
  6. 3.1 Краткое содержание лекции
  7. 4.1 Краткое содержание лекции
  8. 5.1 Краткое содержание лекции
  9. 7.1 Краткое содержание лекции
  10. Краткое содержание стратегического плана маркетинга